От Арбата до Большого Николопесковского переулка. Прогулки с Александрром
В 1910 году Скрябин снова селится поближе к Пречистенке и Остоженке в Княжьем дворе у Храма Христа Спасителя. Примерно на этот же период времени приходится тесное знакомство, а затем и дружба композитора с известным музыкальным критиком Сабанеевым, ставшим впоследствии горячим приверженцем и адептом творчества Скрябина. В 1911 году, в первые дни весны, Петербург, а затем и Москва, знакомятся с новой симфонической поэмой Скрябина – “Прометеем”. Именно в партитуру этого музыкального произведения композитор впервые включает дополнение в виде цветомузыки, становясь тем самым родоначальником световых эффектов, использующихся сегодня в ночных клубах и дансингах.
Прогулки с Александром Николаевичем Скрябиным |
От Большой Никитской до Хлебного переулка |
От Арбата до Большого Николопесковского переулка |
Зимой 1912 года Скрябин знакомится с неугомонным Мейерхольдом и одним из виднейших поэтов-символистов Бальмонтом. В апреле этого же года композитор селится в Большом Николопесковском переулке в доме №11. Именно в ту сторону нацелен завершающий этап нашего небольшого путешествия. По Мерзляковскому переулку возвращаемся к Новому Арбату. Затем идем по направлению к Арбатской площади и сворачиваем на старый привычный Арбат.
Можно было бы не делать крюк и пройти к Большому Николопесковскому через один из проходов в “домах-книжках” Нового Арбата, но не будем отказывать себе в удовольствии – прогуляться по настоящему подлинному Арбату. Держимся правой стороны улицы, проходя мимо знаменитого ресторана “Прага”, бывшего при жизни Скрябина популярным московским трактиром. Далее проходим около дома №4 – бывшего ранее особняком дворян Загряжских. Оставляем позади торговый центр, расположенный на месте доходных домов Тоона, построенных Лазаревым в 1905 году, и купеческий особняк конца 19-го-начала 20-го веков. Проходим мимо сада, расположившегося между домом №12 и №14 и облюбованного художниками-портретистами. Не сворачивая в Серебряный переулок и Малый Николопесковский, шествуем мимо театра Вахтангова и его “Золотой Турандот” и подходим к Большому Николопесковскому.
Своим название переулок обязан церкви святителя Николая Чудотворца (“на песках”), снесенной в 30-х годах большевиками. С того же времени и вплоть до 1993 года (до самого возвращения улице ее исторического названия) переулок назывался улицей Вахтангова. Помимо дома №11, в котором находится квартира-музей А.Н.Скрябина, в переулке по четной стороне в доме № 12-а располагается знаменитое Щукинское училище, основанное в 1914 году (за год до смерти гениального композитора). Изначально это была любительская театральная студия, руководство которой осуществлял Евгений Вахтангов. Статус училища и имя Бориса Щукина студия получила лишь в 1932 и соответственно в 1939 году. Интересной традицией “Щуки” является тот факт, что ее педагоги – это ее же выпускники...
Но вернемся к дому №11 по Большому Николопесковскому переулку. Здесь Скрябин провел три заключительных года своей жизни – с апреля 1912 по апрель 1915-го. Квартиру композитор арендовал у профессора А.А. Грушки сроком на 36 месяцев и умер ровно в тот день, когда истекал срок аренды. Смерть была нелепой и отчасти мистической – Скрябин умер от заражения крови после того, как на его губе появился небольшой нарыв.
Если мы поднимемся по старинной лестнице на второй этаж, то сможем увидеть все так, как и было при жизни гениального композитора: полностью сохранена обстановка в рабочем кабинете, в том числе и рояль “Бехштейн”. Здесь же можно подробно рассмотреть деревянный круг с 12-ю цветными лампочками, выполненный по эскизам Скрябина для сопровождения его знаменитого “Прометея”. В музее собраны книги по философии, ноты, картины, фотографии и множество других личных вещей композитора. Не менее интересны - гостиная, столовая, детская и спальня. Из этой квартиры Скрябин выезжал на непродолжительные гастроли в Нидерланды и Великобританию. Последнее выступление гения состоялось в Петрограде в 1915 году. Буквально через несколько дней (14 апреля) Скрябин умер.
Три последних года жизни известность и признание Скрябина достигли небывалых высот. Он дает много концертов, а каждая премьера нового произведения композитора становится значительным событием в музыкальном мире. Параллельно с этим растет и мистически-священнодействующий подтекст в музыке Скрябина. В это же время композитор работает над своим последним и самым грандиозным проектом – “Мистерией”, которая должна была объединить в себе не только музыку и свет, но и множество звуковых и визуальных спецэффектов, поэтический текст, ароматы, костюмированные шествия и танцы, и все это на базе мощного философского начала.
До 1918-го в доме №11 жила вдова Скрябина, а в 1922 году квартира была переоборудована в музей композитора. Вновь мы выходим на Большой Николопесковский и движемся по направлению к заповедному Арбату – улице, к которой, как к главной артерии сходятся все кровеносные сосуды старинных переулков Москвы.
Еще одно путешествие закончено, а мы с вами прогулялись по старым улочкам города, познакомившись при этом еще с одним уникальным человеком, жизнь которого и творческое становление неразрывно связаны с этими местами...
11 января 2009 г.
Комментарии наших пользователей
Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.