Храм Антипы, епископа Пергамского на Колымажном дворе

Храм Антипы, епископа Пергамского на Колымажном дворе
Колымажный переулок

Храм Антипы, епископа Пергамского на Колымажном дворе
Храм Антипы, епископа Пергамского (Колымажный пер., 8) построен предположительно в 1530 г. около Государева Колымажного двора, где вначале находились конюшни, а затем царские кареты, возки и колымаги.
 
Некоторые строительные и декоративные приемы в архитектуре церкви сближают ее с постройками итальянских мастеров, работавших в Москве в первой половине XVI в.
 
Основное здание храма отличается редчайшей особенностью: в нем два алтаря вместо одного.
Большой алтарь освящен во имя священномученика Антипы, а малый алтарь, имеющий собственную глухую главку, - во имя св. Григория Декаполита. Апсиды заканчиваются вместо карниза двумя рядами маленьких декоративных кокошников. Внутри главного храма крестчатый свод, без столпов. Световой барабан увенчан шлемовидной главой и украшен легкой аркатурой.
 
Посвящение придела храма Святому Григорию Декаполиту позволяет связывать сооружение здания с именем ближайшего сподвижника Ивана IV Грозного - Малюты Скуратова. Кроме того, усадьба Скуратовых в XVII в. вплотную примыкала к территории церковного участка, а церковь, видимо, служила их родовой усыпальницей.
 
Одноглавый, бесстолпный каменный храм с престолом священномученика Антипы, епископа Пергамского, позднее стал главным ядром ныне существующего комплексного здания.
 
В 1722 г. к храму с юга пристроили придел святителя Николая Чудотворца (перестроен в храм в стиле барокко в 1739-1741 гг. князем С. А. Голицыным).
 
В 1773 г. возвели северный придел великомученицы Екатерины.
 
В 1798 г. были возведены двухъярусная колокольня с находящимся в ней северным приделом Рождества Иоанна Предтечи в строгих классических формах, а также небольшая трапезная-притвор.
 
Храм обновлялся в начале XIX в. и в 1901 г.
 
До наших дней внутри придела и на сводах трапезной сохранились фрагменты первоначальной росписи с растительным орнаментом, а на сводах и нишах Предтеченского придела - стенопись середины XIX в.
 
Церковь была закрыта в 1929 г. Храм использовался под жилье, затем как подсобное помещение Музея изобразительных искусств. В 1960-х гг. проведена реставрация с возрождением древних форм его главной части (арх. Л. А. Давид).

8 июня 2010 г.

Комментарии наших пользователей
  • Администратор
    21 ноября 2024 г.

    Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.

 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail