Павелецкая пл. 1
Павелецкая площадь
Современное здание Павелецкого вокзала, расположенное по адресу Павелецкая площадь, 1, получило нынешний вид в результате реконструкции, произведённой в 1987 году. Специалисты треста «Мострансстрой» под руководством московских архитекторов А. Гуркова, С. Кузнецовой и А. Воронцова прекрасно справились с невероятно сложной задачей, сумев значительно модернизировать мощный пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Павелецкая, и практически сохранив стиль прежнего здания, построенного в 1900 году по проекту известного русского архитектора Аполлинария Красовского.
По словам А.К. Красовского: «…Главная сила эстетического воздействия не в обилии декоративных элементов, а в совершенстве пропорций и законченности объёмно-пространственной композиции общности здания, через гармоническое согласие правильных масс…», - что он и применил в 1900 году при строительстве великолепного здания Павелецкого вокзала в Москве, первоначально называвшегося Саратовским. При возведении этого передового для своей эпохи архитектурного транспортного комплекса Аполлинарий Каетанович Красовский в полной мере использовал присущие ему принципы сохранения любым архитектурным элементом сооружения своего конструктивного значения, которому ни в коей мере не должно мешать присутствие в отделке элементов тончайшей художественной обработки декора.
Старое здание вокзала возводилось в соответствии с духом и требованиями канонов архитектуры начала ХХ века. Оно было построено из кирпича, выложенного на фундаменте из бутового камня, и представляло собой повышенное в центре двухэтажное строение, имеющее высокие окна и удобный подъезд со стороны широкой привокзальной площади. Прямо отсюда, через несколько широких входов, пассажирам можно было легко попасть в вестибюль и оттуда в залы ожидания, багажное отделение, павильон билетных касс, к аптеке и телеграфу, а так же, к обязательному для всех вокзалов предприятию общепита – буфету. Размещённый в центре здания высокий просторный операционный зал, служил разделительной зоной помещений для пассажиров первого и второго классов от зоны, выделенной для пассажиров скромного третьего класса.
Над средней частью здания, увенчанной куполом, имелся третий этаж, где размещались служебные помещения, а над боковыми крыльями здания были надстроены мансарды. Прочные стены, выполненные кладкой, толщиной в 2,5 кирпича, снаружи были облицованы специальным декоративным кирпичом, стены цокольной части декорированы тёсаным камнем, а внутренние интерьеры, карнизы вестибюля и залов были декорированы витиеватой лепниной, придающей помещениям солидность и серьёзность. С тыльной стороны фасада, выходящей к железнодорожным путям, размещались службы жандармерии, парадные комнаты для пребывания царской семьи и выходы для пассажиров всех классов на платформы.
Этот удобный и компактный вокзал имел великолепную рациональную планировку и прекрасно справлялся со своими функциями, отвечая самым строгим требованиям того времени. Оригинальная система отопления замечательно справлялась с обогревом обширных площадей, исключая наличие сквозняков, обычно присущих подобным строениям. Изящная башенка в виде амфоры с тонкими линиями обводки, служила и флагштоком, и прекрасным украшением всему зданию Павелецкого вокзала, гармонично вписавшемуся в привычный взгляду москвичей архитектурный облик городской площади, находившейся на этом месте.
27 октября 2011 г.
Комментарии наших пользователей
Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.