Новостройка для нас. Часть 1
Новостройка - слово, в основе своей имеющее положительный смысл обновления, движения вперед, - для каждого человека, тем не менее, рождает свои ассоциации. Для одного это долгожданная перспектива лучшей жизни, сбывающаяся мечта. Для другого - гибель наследственных ценностей и традиций, выброс на чужой берег без возврата... Кто-то равнодушно наблюдает новшество со стороны, иногда морщась от шума стройки, а для кого-то с каждым ударом исчезает с детства родная картинка двора, улицы, целого мира...
Но если город не мертв, то он должен расти и обновляться.
В начале прошлого века Москва замерла.
Не зависимо от смены власти, Москве суждено было измениться в силу многих причин: окончания второй промышленной революции, повсеместной электрификации, роста производства и, как следствие, резкого притока населения. А вот каким изменениям происходить, определила Октябрьская революция.
«Мы наш, мы новый мир построим»... Традиционную архитектуру стали считать «отжившей», ей на смену пришел конструктивизм, отрицающий все лишние украшательства. Вот некоторые новостройки того периода:
- Дворец культуры ЗИЛа (Восточная 4),
возведенный в 1932-1937 годах на месте Симонова монастыря;
- Здание типографии и редакции газеты «Известия» 1925-1927 годах (Пушкинская пл. 5), первоначально заслоненное Страстным монастырем, в котором с 1928 года находился Центроархив, а позже - антирелигиозный музей Союза безбожников СССР.
В 1937 году Страстной монастырь был снесен, на его место перемещен памятник Пушкину, первоначально стоявший на противоположной стороне Страстной площади;
- Военная школа РККА (14-й корпус Кремля),
построенная в 1929 году на месте уничтоженных Малого Николаевского Дворца, Вознесенского Монастыря и Чудова Монастыря...
Владимир Гиляровский писал в предисловии к своей знаменитой книге «Москва и москвичи»: «...на пестром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням, а по часам новую Москву. Она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро... Москва уже на пути к тому, чтобы сделаться первым городом мира. Это на наших глазах... Старая - фон новой, который должен отразить величие второй. На грани двух столетий, на переломе двух миров...»
Подготовка такого фона велась безжалостно. Грандиозное обновление сопровождалось грандиозной расправой над историческими архитектурными ценностями. Всего за период с момента победы советской власти до начала Великой Отечественной войны было разрушено около 400 московских храмов (13 - только на территории Кремля), более 170 церквей закрыто и приспособлено для других нужд.
И все же Москва осталась прекрасной. Многое потеряв, она многое и приобрела.
С начала 30-х годов начинается расцвет сталинской тоталитарной архитектуры, отрицающей упрощение в пользу монументальной классики.
Для демонстрации всему миру торжества социализма советское руководство не стеснялось в средствах. Вдоль расширенных улиц и площадей встали парадные ансамбли домов, гостиниц и магазинов, богато отделанных барельефами, лепниной, с использованием гранита, мрамора, бронзы. В 1935 году введена в действие первая линия московского метро - всемирно признанный шедевр советской архитектуры. До начала Великой Отечественной войны были построены 11 новых мостов, отделаны гранитом набережные Москвы-реки и Яузы; после завершения строительства Канала имени Москвы появилось здание Северного речного вокзала (Ленинградское шоссе 51) в виде огромного корабля с примыкающим к нему парком.
Так же были разбиты еще два великолепных парковых ансамбля - Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (Мира просп. 119) и Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького (Крымский Вал 9).
Главной новостройкой тех времен должен был стать Дворец Советов - самое высокое здание в мире, возведение которого было начато на месте уничтоженного в 1931 году Храма Христа Спасителя (Волхонка 15).
Великая Отечественная война остановила строительство на стадии закладки фундамента, которое так и не было возобновлено из-за огромной дороговизны проекта. Тем не менее, почти сразу после Великой Победы в ее честь было возведено семь высотных зданий с гранитной отделкой и позолотой, ставших несомненным украшением Москвы. В это же время построены такие здания, как Концертный зал имени П. И. Чайковского (Тверская 31 / Триумфальная пл. 4 стр. 1), гостиница «Пекин» (Садовая Большая 5) и другие.
Тоталитарная политика в архитектуре оказала колоссальное влияние на облик Москвы, действительно сделав ее одним из первых городов мира. Однако значение нового строительства для города и для горожанина именно в этот период приобрело огромное различие.
Новым жильем были обеспечены представители советской элиты и номенклатуры, нижние же слои населения ютились в коммуналках, урбанизация города решалась подселением и уплотнением. Кризис такой политики был неизбежен.
Автор: Марголина Елена
28 марта 2013 г.
Комментарии наших пользователей
Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.