Новостройка для нас. Часть 2
В 1953 году новое правительство Н.С. Хрущева резко меняет градостроительную политику, взяв курс на предельное упрощение архитектуры и решая исключительно практические задачи. Начинается целая эпоха типового экономичного строительства, где достаточно лишь инженерных знаний.
Надо заметить, что после окончания Второй мировой войны почти весь мир охватило стремление к модернизму, Советский Союз здесь не был исключением. Однако глобальное отличие от живого и динамичного мира зарубежной архитектуры было в Постановлении властей от 1955 года «Об устранении украшательства и излишеств», фактически отменяющем профессию архитектора как таковую.
В защиту такой политики можно сказать, пожалуй, лишь одно: дешевые и примитивные новостройки того времени – хрущевки, с минимальным метражом комнат и без лифта,– многим показались дороже сталинских дворцов, так как наконец решали обостренные недавней войной жилищные проблемы простого человека. Они строились очень быстро, практически за месяц, из блоков заводского производства и располагались на зеленых территориях бывших деревень и пустырей, не портя лица города. Это было массовое строительство в интересах москвичей, которого не было во времена Сталина и не будет после перестройки.
Конечно, при Хрущеве в Москве строились не только пяти- и девятиэтажки. В строительстве других объектов преобладала все та же практичность. На территории Кремля, заняв место старой Оружейной палаты, построен Кремлевский Дворец Съездов (Кремль, 1961 г.), на месте Кречетниковского и Собачьего переулков и Собачьей площадки, где в ХIХ веке жили Хомяковы, Тургенев, Соболевский, где часто бывал Пушкин - там вырос проспект Калинина, нынешний Новый Арбат (1964 – 1969 г.).
В 1970 году у власти уже Л.И Брежнев, и ситуация с застройкой города ухудшается. По всей Москве начинают вырастать прямоугольные параллелепипеды. К проспекту Калинина добавляется здание СЭВ (Арбат Новый 36), на Ленинградском проспекте 37 кор. 5 встает гостиница «Аэрофлот», за ней маячит «Гидропроект» (Волоколамское шоссе 2), изначально задуманный в стиле сталинской высотки, проект которой позже был заменен. В это же время власти начинают типовое строительство в центре Москвы.
Сносятся старинные здания с богатейшей историей: дом Хомякова начала XIX века (Композиторов 7); дом Перфильева на Большой Грузинской 12, где бывал Гоголь и Л. Толстой; дом Шиловской-Богачевой (Тверская 22), 1811 г.; дом Римской-Корсаковой (Пушкинская пл. 3), 1773 г; дом на Малой Дмитровке 5, где жил поэт А. Мицкевич, бывал А.С. Пушкин; дом княгини Лопухиной, начала XIX века, где бывал Лермонтов (Молчановка Большая 11); дом графа Каменского, в котором жил и умер Одоевский (Смоленский бул. 19); дом, в котором родилась актриса М.Н. Ермолова (Каретный Большой пер. 12).
После расширения почти полностью исчезли красивейшие постройки Большой Якиманки, на месте которых сначала было просто пустое поле, а позже появилась огромная гостиница «Октябрьская» (Якиманка Большая 24). Шли разрушения на Манежной площади, на Волхонке, Кропоткинской, в Бауманском районе и многих других.
В июне 1972 года выходит Постановление МГК КПСС «О застройке центральной части Москвы». В нем планируется практически полное уничтожение целых кварталов исторических зданий: от Манежа до бассейна «Москва» (бассейна, появившегося в 1960 году на месте, ранее занимаемом Храмом Христа Спасителя), по Волхонке и Знаменке (тогда улица Фрунзе), где предполагается строительство нового Ленинского музея в виде цилиндрической высотки из стекла и бетона. В план так же входили полная перестройка Замоскворечья и сооружение на месте Болотной площади озера.
Только ходатайство виднейших деятелей искусства, культуры и науки страны спасло тогда старую Москву от расправы. Через газету «Правда» в ноябре 1972 года было написано обращение к правительству академиков Л. Арцимовича, Б. Рыбакова и П. Капицы с просьбой об объявлении территории Москвы в пределах Садового кольца охранной зоной по примеру большинства столиц мира. Письмо всемирно известных ученых попало в зарубежные СМИ. Только после этого в 1976 году Л.И. Брежнев распорядился пересмотреть план перестройки города.
В дальнейшем внимание властей переключилось на подготовку к ХХII Олимпийским играм, и центр города на время оставили в покое...
Но, неверное, было бы оценивать новое строительство в столице СССР второй половины ХХ века только отрицательно. Нельзя представить Москву без Останкинской телебашни (Академика Королева 15 кор. 2); без стадиона «Лужники» (Лужники 24) в Хамовниках и спорткомплекса «Олимпийский» (Олимпийский просп. 16); без зданий цирка на проспекте Вернадского 7 и Центрального театра кукол (Садовая-Самотечная 3); новых павильонов ВДНХ (Мира просп. 119) и новых станций метро.
Высотки московских проспектов воспринимались молодежью по-западному свежо и современно. Новый Арбат называли «нашей Америкой», где можно было зайти в настоящий бар, а рядом открыли пешеходную зону. Забывались тяготы войны, человек летел в космос, москвичи из коммуналок переселялись в собственное жилье...
Автор: Марголина Елена
2 апреля 2013 г.
Комментарии наших пользователей
Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.