Новостройка для нас. Часть 2

Новостройка для нас. Часть 2
Новостройка для нас. Часть 2Новостройка для нас. Часть 2Новостройка для нас. Часть 2Новостройка для нас. Часть 2Новостройка для нас. Часть 2Новостройка для нас. Часть 2Новостройка для нас. Часть 2Новостройка для нас. Часть 2Новостройка для нас. Часть 2Новостройка для нас. Часть 2

В 1953 году новое правительство Н.С. Хрущева резко меняет градостроительную политику, взяв курс на предельное упрощение архитектуры и решая исключительно практические задачи. Начинается целая эпоха типового экономичного строительства, где достаточно лишь инженерных знаний.

Надо заметить, что после окончания Второй мировой войны почти весь мир охватило стремление к модернизму, Советский Союз здесь не был исключением. Однако глобальное отличие от живого и динамичного мира зарубежной архитектуры было в Постановлении властей от 1955 года «Об устранении украшательства и излишеств», фактически отменяющем профессию архитектора как таковую.

Госстрой, сменивший Академию архитектуры, на долгие годы ввел цензуру на любой проект новостройки; попытки выйти за рамки стандарта стали рассматриваться как вредительство.

В защиту такой политики можно сказать, пожалуй, лишь одно: дешевые и примитивные новостройки того времени – хрущевки, с минимальным метражом комнат и без лифта,– многим показались дороже сталинских дворцов, так как наконец решали обостренные недавней войной жилищные проблемы простого человека. Они строились очень быстро, практически за месяц, из блоков заводского производства и располагались на зеленых территориях бывших деревень и пустырей, не портя лица города. Это было массовое строительство в интересах москвичей, которого не было во времена Сталина и не будет после перестройки.

Конечно, при Хрущеве в Москве строились не только пяти- и девятиэтажки. В строительстве других объектов преобладала все та же практичность. На территории Кремля, заняв место старой Оружейной палаты, построен Кремлевский Дворец Съездов (Кремль, 1961 г.), на месте Кречетниковского и Собачьего переулков и Собачьей площадки, где в ХIХ веке жили Хомяковы, Тургенев, Соболевский, где часто бывал Пушкин - там вырос проспект Калинина, нынешний Новый Арбат (1964 – 1969 г.).





В 1970 году у власти уже Л.И Брежнев, и ситуация с застройкой города ухудшается. По всей Москве начинают вырастать прямоугольные параллелепипеды. К проспекту Калинина добавляется здание СЭВ (Арбат Новый 36), на Ленинградском проспекте 37 кор. 5 встает гостиница «Аэрофлот», за ней маячит «Гидропроект» (Волоколамское шоссе 2), изначально задуманный в стиле сталинской высотки, проект которой позже был заменен. В это же время власти начинают типовое строительство в центре Москвы.



Сносятся старинные здания с богатейшей историей: дом Хомякова начала XIX века (Композиторов 7); дом Перфильева на Большой Грузинской 12, где бывал Гоголь и Л. Толстой; дом Шиловской-Богачевой (Тверская 22), 1811 г.; дом Римской-Корсаковой (Пушкинская пл. 3), 1773 г; дом на Малой Дмитровке 5, где жил поэт А. Мицкевич, бывал А.С. Пушкин; дом княгини Лопухиной, начала XIX века, где бывал Лермонтов (Молчановка Большая 11); дом графа Каменского, в котором жил и умер Одоевский (Смоленский бул. 19); дом, в котором родилась актриса М.Н. Ермолова (Каретный Большой пер. 12).

После расширения почти полностью исчезли красивейшие постройки Большой Якиманки, на месте которых сначала было просто пустое поле, а позже появилась огромная гостиница «Октябрьская» (Якиманка Большая 24). Шли разрушения на Манежной площади, на Волхонке, Кропоткинской, в Бауманском районе и многих других.





В июне 1972 года выходит Постановление МГК КПСС «О застройке центральной части Москвы». В нем планируется практически полное уничтожение целых кварталов исторических зданий: от Манежа до бассейна «Москва» (бассейна, появившегося в 1960 году на месте, ранее занимаемом Храмом Христа Спасителя), по Волхонке и Знаменке (тогда улица Фрунзе), где предполагается строительство нового Ленинского музея в виде цилиндрической высотки из стекла и бетона. В план так же входили полная перестройка Замоскворечья и сооружение на месте Болотной площади озера.

Только ходатайство виднейших деятелей искусства, культуры и науки страны спасло тогда старую Москву от расправы. Через газету «Правда» в ноябре 1972 года было написано обращение к правительству академиков Л. Арцимовича, Б. Рыбакова и П. Капицы с просьбой об объявлении территории Москвы в пределах Садового кольца охранной зоной по примеру большинства столиц мира. Письмо всемирно известных ученых попало в зарубежные СМИ. Только после этого в 1976 году Л.И. Брежнев распорядился пересмотреть план перестройки города.

В дальнейшем внимание властей переключилось на подготовку к ХХII Олимпийским играм, и центр города на время оставили в покое...

Но, неверное, было бы оценивать новое строительство в столице СССР второй половины ХХ века только отрицательно. Нельзя представить Москву без Останкинской телебашни (Академика Королева 15 кор. 2); без стадиона «Лужники» (Лужники 24) в Хамовниках и спорткомплекса «Олимпийский» (Олимпийский просп. 16); без зданий цирка на проспекте Вернадского 7 и Центрального театра кукол (Садовая-Самотечная 3); новых павильонов ВДНХ (Мира просп. 119) и новых станций метро.











Высотки московских проспектов воспринимались молодежью по-западному свежо и современно. Новый Арбат называли «нашей Америкой», где можно было зайти в настоящий бар, а рядом открыли пешеходную зону. Забывались тяготы войны, человек летел в космос, москвичи из коммуналок переселялись в собственное жилье...

Автор: Марголина Елена

2 апреля 2013 г.

Комментарии наших пользователей
  • Администратор
    18 апреля 2024 г.

    Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.

 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail