Старосадский переулок. Прогулки по Ивановской Горке

Старосадский переулок. Прогулки по Ивановской Горке
Старосадский переулок. Прогулки по Ивановской Горке
Храм святого равноапостольного князя Владимира
Проходим Ивановский монастырь и видим на высоком холме и пересечении трех переулков великолепный белокаменный храм святого равноапостольного князя Владимира «что в Старых Садах». Первое упоминание об этом храме можно встретить в 1423 году в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, в грамоте говорится о том, что Старые сады завещаются сыну вместе с княжением. Старые сады – это название этой территории, которое появилось в конце 15 века.
Это произошло из-за того, что в то время княжил Иван III, который перенес свой загородный дворец на Воронцово поле. В 1515 году великий князь Василий III заказал Алевизу Фрязину постройку каменного храма. Храм был построен и простоял довольно долго. Правда, во второй половине 17 века старый храм был полностью разобран, и на его месте вырос абсолютно новый.
 
Далее он несколько раз достраивался, в 1677 году был возведен южный придел во имя Кирика и Иулиты, а позже в 1689 году – северный во имя Бориса и Глеба. Колокольня была не новой, ее выстроили точно на том же месте. Во время пожара 1812 года храм частично погорел. Его стали реконструировать, но во время восстановления были полностью разобраны кокошники, хотя свод и пятиглавое завершение смогли успешно восстановить. Как многие церкви Москвы в 30-е годы прошлого века храм закрылся. При этом были уничтожены все главы храма, внутреннего убранства просто не осталось. В конце января 1933 года происходило собрание Моссовета о закрытии храма, в результате было постановлено, что помещение храма необходимо передать в ведение ОГПУ. Затем храм опять перешел в другие руки, здесь расположилось хранилище книг Исторической библиотеки. И только в 1991 году он вернулся к верующим. Притом нужно учесть, что в 70-80-х годах прошлого столетия церковь реставрировали, а в 1979 году полностью восстановили колокольню, также в начале 80-х годов было восстановлено пятиглавие и основной храм. Так что храм вернулся к верующим со вполне пристойным видом.

Прогулки по Ивановской Горке

Большой Спасоглинищевский переулок

Большой Спасоглинищевский переулок. Продолжение

Улица Забелина

Улица Забелина. Продолжение

Старосадский переулок
Старосадский переулок. Продолжение
От Старосадского до Маросейки
Петроверигский переулок. Усадьба Тургеневых
Петроверигский переулок. Дом Боткиных
Петроверигский переулок. Окончание
От улицы Покровка до Колпачного переулка
Колпачный переулок
Колпачный переулок. Продолжение
От Колпачного до Хохловского
Хохловский переулок
Большой Трехсвятительский переулок
Малый Трехсвятительский переулок
Подкопаевский переулок
 
В настоящее время при храме есть воскресная школа, православная гимназия, детский сад, школа церковного пения, издательство, учебная столярная мастерская, а также благотворительное братство во имя святого князя Владимира. Также к храму приписаны Ивановский женский монастырь и храм праведницы Елизаветы.
 
Поворачиваем влево от храма и видим Старосадский переулок. Назвали его так, конечно же, по названию территории, на которой он находится. Правда, до 1922 года он назывался несколько по-другому, Космодамианским, а также Квасным. Это название он приобрел по храму Космы и Дамиана, который сохранился до наших дней. О нем мы поговорим несколько позже, а сейчас оглядимся вокруг и рассмотрим прилежащую к храму архитектуру.
 
Рядом с храмом князя Владимира стоит новый корпус Государственной публичной исторической библиотеки Российской Федерации (д. №9). Ее открытие состоялось в 1938 году. Основная часть фонда библиотеки перешла из коллекции историка и археолога А.Д. Черткова. Также в этой библиотеке находится несколько книжных собраний прошлого столетия, переданных князем А.И. Барятинского. Его собрание состояло из шести различных библиотек, которые он приобретал в разное время. Вот чьи библиотеки были в его коллекции: историка и археографа П.М. Строева, востоковеда А.И. Гульянова, этнографа А.Ф. Гильфердинга, московского коллекционера А.П. Бахрушина, историка И.Е. Забелина, собрание М.Д. Хмырова, который собирал подшивки различных периодических изданий и многие другие. Его библиотека составляла почти четыре миллиона книг.
 
Старый корпус библиотеки был построен в 1901 году специально для мужской и женской школ Общества приказчиков. Архитектором этого корпуса стал Б.Н. Кожевников. Обязательно необходимо вспомнить о здании, входящем в число этих корпусов. Это дом 18 века, который стоит торцом к Старосадскому переулку. В конце 17 века землей, на которой находится дом, владел Яков Байбаков. В 1828 году она сменила своего владельца, и им стал купец-чаеторговец А.А. Куманин, который представителем знатного купеческого рода. Его отец с 1792 по 1795 год был бургомистром московского магистрата, а с 1811 до 1813 года – Московским городским головою. Сам А.А. Куманин был женат на старшей сестре Ф.М. Достоевского, Александре Федоровне. Супруги стали крестными великого русского писателя и постоянно поддерживали его в материальном плане. Многие искусствоведы считают, что именно Александра Федоровна стала прообразом Рогожиной в романе «Идиот», а также бабуленьки в «Игроке». Затем в 1913 году здание было перестроено, и через 25 лет там открылась Историческая библиотека.
 
С другой стороны библиотеки находится другой храм. Только это не православная церковь, лютеранская кирха Петра и Павла (д. №7). Дело в том, что в 18 веке этими землями владел генерал-поручик В.И. Лопухин, а затем его сын И.В. Лопухин, который славился тем, что был публицистом и государственным деятелем, а также очень сильно интересовался мистикой. Говоря о своем детстве, он вспоминал, что вырос в развитии тела, но при этом довольно апатично относился к разуму. Тем не менее, он смог стать образованным человеком и стал одним из приближенных просветителя Н.И. Новикова. Работал он советником Уголовной палаты и считал, что в первую очередь необходимо следить за тем, чтобы не был осужден невиновный человек. Лопухин в 1790 году написал «Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов», он также был великим мастером одной из лож и постоянно помогал бедным, открывая школы, и устроил типографию в Москве. В 1792 году начались гонения мартинистов, и он был приговорен к ссылке, но все-таки был оставлен в Москве, как говорили, из-за престарелого отца. Лопухин проживал в Москве до 1796 года и за этот период написал несколько книг. На престол взошел Павел I, и Лопухин неожиданно был призван в Петербург, где его назначили статским секретарем, но уже на следующий год был возвращен в Москву, правда, в роли сенатора. На своем новом посту он вел себя точно так же, как и в Уголовной палате. Лопухин проявлял свое человеколюбие и не брал взяток. В 1800 году он занимался ревизией нескольких губерний Казанской, Вятской и Оренбургской вместе с сенатором Спиридоновым. В 1812 году он ушел в отставку и поселился в своем имении, где прожил до конца своих дней.
 
Раньше усадьба Лопухина стояла в конце улицы, но во время пожара 1812 года сильно обгорела и через год была куплена для лютеранской Петропавловской церкви. В июле 1818 года были заложены первые камни этой церкви, притом их закладывал прусский король Фридрих Вильгельм III, чья дочь была супругой великого князя Николая Павловича. Уже через год старый особняк был переделан и в середине августа 1819 года храм был освящен и в нем начались службы. В феврале 1837 года в лютеранской кирхе появился орган, а в мае 1843 года здесь выступал Ференц Лист со своим благотворительным концертом.
 
Автор: Яна Волошина

28 июля 2008 г.

Комментарии наших пользователей
  • Андрей
    10 июля 2011 г.

    Рассказывается о Храме святого равноапостольного князя Владимира., а на фото показан Богоявленский собор бывшего Богоявленского монастыря.

  • 1 
 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail