Кадашевский переулок. Короткие прогулки по Москве

Кадашевский переулок. Короткие прогулки по Москве
Кадашевский 1-й переулок

Кадашевский переулок. Короткие прогулки по Москве
Однако нам пора поворачивать. Сейчас мы находимся в Кадашевском переулке. На углу Ордынки и переулка можно заметить весьма интересную своим архитектурным стилем усадьбу, датируемую восемнадцатым-девятнадцатым веком. Однако это относительно молодое строение на этом переулке, чем дальше мы будем идти, тем старее здания нам будут попадаться. К примеру, подвалы и несколько первых этажей домов №№ 2/6, 4, 8, 14 сохранились здесь с восемнадцатого века. Со временем власти столицы просто надстроили остальные этажи, не разрушая здания.
 
Итак, мы дошли до угла первого и второго Кадашевского переулка.
Здесь находится Церковь Воскресения в Кадашах, которая является основной достопримечательностью этого района. Данная церковь строилась в период с 1687 по 1713 год на деньги купеческого рода Добрыниных. Это место было выбрано неслучайно. С 1493 года здесь стояла деревянная церковь, однако она со временем сгорела. Особенен архитектурный стиль Церкви Воскресения: здесь Вы можете наблюдать интереснейшее сочетание украинского и московского барокко. Это объясняется тем, что со временем был сделан ряд пристроек к церкви, пристройки-то и были выполнены в разных стилях. Даже не смотря на то, что церковь нуждается в реставрации, даже в таком состоянии она производит неизгладимое впечатление, оставляя ощущения чего-то торжественного и грандиозного. Возможно, такой эффект достигается благодаря воздушности форм постройки, напоминающих западную готику. Особо интересно выглядят колокольни церкви, напоминающие свечи.

Короткие прогулки по Москве

От Мичуринского до Вернадского

От Кузнецкого моста до Большой Сухаревской

От Кадашевской до Лаврушинского

Кадашевский переулок

От Кутузовского до Минской

От Профсоюзной до Балаклавского

От Калужской до Ленинского
Поварская улица
От Тверского до Цветного бульвара
От Вернадского до Воробьевых гор
Волхонка
От Большой Якиманки до Лаврушинского
От Мясницкой до Кривоколенного
 
Подобные Вы сможете увидеть только в Ярославле. В столице же такой архитектурный прием практически не встречается. Еще одной особенностью Церкви Воскресения в Кадашах являются так называемые «петушиные гребешки», свойственные московским храмам. Их используют вместо классических столичных кокошников.
 
Закончив экскурсию по храму, пройдемте по первому Кадашевскому переулку. Изначально, это место называлось Воскресенская улица и было главной улицей Кадашевской слободы. В российской истории жители этой местности известны как участники стрелецкого бунта, который произошел в конце семнадцатого века. Бунт был подавлен, кадашевцам пришлось прильнуть к купеческому сословию, потеряв свой элитарный статус. Именно здесь появилась так замоскворецкая дремучесть, которая впечатляла русского классика Александра Николаевича Островского. Касательно этой темы, весьма интересна табличка на доме №10, надпись на которой гласит о том, что здание было построено в семнадцатом веке. Однако это ошибка. На самом деле, данное здание было построено со второй четверти до конца восемнадцатого века. Дело в том, что в это время в Москве уже по праву царствовало барокко, эта же постройка является классическим боярским домом. Очевидно, что человек, который заказывал данное здание, не очень интересовался последними новинками архитектурной моды. На более ранних фотографиях, на которых еще сохранился изначальный фасад, можно заметить практически полное отсутствие каких-либо декоративных элементов. Что интересно, во втором этаже, где, как правило, располагались исключительно комнаты для жилья, нашли въезд для телеги, ведущий в складскую зону. Более того, за современными потолками обнаружилась крайне красивая и изящная лепнина в стиле барокко. Очевидно, решение все-таки украсить здание, пришло к купцу только со временем. Данная постройка ценна для историков и искусствоведов, ведь она сохранилась практически неизменной с семнадцатого века, что нельзя сказать о ее соседях.
 
Следуя по этой улице дальше, Вы видите элитный пятизвездочный комплекс. Ходят слухи, что ради его постройки были разрушены палаты, датируемые восемнадцатым веком. Вскоре переулок заканчивается, и мы попадем на Большую Ордынку. Несмотря на то, что здания здесь не такие старинные, у них тоже весьма интересная история.
К примеру, в доме №17, где жил писатель Виктор Ардов, в свое время останавливалась русская поэтесса Анна Ахматова. Во дворе семнадцатого дома можно найти памятник в ее честь. Это сейчас здание насчитывает четыре этажа, ранее оно состояло всего лишь из двух. Однако не Ахматова уделяла внимание этим местам. Когда-то здесь какое-то время жил Федор Михайлович Достоевский, останавливаясь у некого Рогожина. Знатоки считают, что именно этот дом классик использовал для описания рогожинского дома из «Идиота».
Теперь обратите внимание на дом №21. Это усадьба Долговых-Жемочкиных, которая сохранилась до нашего времени практически без потерь. Она выполнена в тиле классицизм, характерного для восемнадцатого века, времени ее постройки. Из интересных декоративных элементов Вы можете заметить портик с шестью колоннами, флигеля, а также ограду из камня. Прекрасное впечатление, которое производит усадьба, объясняется тем, что она была спроектирована В.И.Баженовым. К слову сказать, великий архитектор построил ее специально для своего родственника Долгова. Однако в доме произошел пожар, и сейчас мы можем наслаждаться только восстановленной О.И.Бове версией.
 
Напротив усадьбы распложены Церковь всех скорбящих радость, колокольня и  трапезная, также спроектированные В.И.Баженовым. После смерти Баженова уже известный нам О.И. Бове достроил храм по проектам великого мастера. В результате, все эти постройки образуют единый художественный комплекс, объединенный таким элементом, как круг.
 
Вы можете заметить и ротонды, и полукруглые окна, и сферические купола. Круг является главным элементом каждого строения. Что касается храма, выполненный в стиле классицизма, он прекрасен своей колоннадой и мраморными стенами. Здесь заметно и участие Бове. По его эскизам сделан пол и иконостас. К слову сказать, иконостас украшен иконами работы еще одного великого творца В.Л. Боровиковского. Сейчас храм находиться на реконструкции, так что внутрь зайти нельзя. Однако вскоре он вновь откроется.
 
Наша экскурсия заканчивается на станции метрополитена «Третьяковская». Спасибо, что были с нами.

16 августа 2008 г.

Комментарии наших пользователей
  • Администратор
    29 марта 2024 г.

    Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.

 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail