Врубель Михаил Александрович
Лубянский проезд
Врубель Михаил Александрович (1856-1910) – художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Известен не только, как автор живописных полотен, но и декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.
Родился в Омске в семье военного юриста.
Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова; уроки акварели брал у И. Е. Репина. Особое влияние на него оказали живопись венецианского Возрождения, а также классические образы ренессансной и романтической литературы. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова.
В Москве с 1889 г. Тесно сблизился с С. И. Мамонтовым и художниками мамонтовского кружка, прежде всего с В. А. Серовым и К. А. Коровиным, в мастерской которых на Новослободской, 28 жил в 1890 г.
В конце XIX в. жил в одном из несохранившихся зданий усадьбы Херасковой (Большой Харитоньевский пер., 12), где работал над иллюстрациями к стихотворениям М. Ю. Лермонтова.
В 1891 г. руководил постройкой флигеля с роскошным фасадом в римско-византийском духе по собственному проекту для дома Мамонтовых на Садовой-Спасской, 6. Периодически жил и работал у Мамонтовых в Абрамцеве, где руководил керамической мастерской, создавал майоликовые работы.
Неоднократно работал совместно с Ф. О. Шехтелем над отделкой готических интерьеров (майоликовые скульптуры, 1894-1896; цикл панно «Времена года», 1899 для дома Морозовой на Спиридоновке, 17; цикл панно на сюжеты из «Фауста» Гёте для особняка А. В. Морозова в Подсосенском пер., 21, 1896).
По эскизу Врубеля и при его участии в 1899-1903 гг. на фасаде здания гостиницы «Метрополь» выполнено из майоликовых изразцов мозаичное панно «Принцесса Грёза».
Является автором декоративного камина «Встреча Вольги Святославича с Микулой Селяниновичем» (Леонтьевский пер., 7).
Знаменитые работы мастера: «Пан» (1899), «К ночи» (1887), «Сирень» и «Царевна-Лебедь» (1900), «Демон» (1890), «Демон поверженный» (1902), «Гамлет и Офелия» (1883), «Девочка на фоне персидского ковра» (1886), «Гадалка» (1895), «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890).
Выполнил несколько портретов С. И. Мамонтова. Делал эскизы театральных костюмов и декораций для его Частной русской оперы (Камергерский пер., 3; Большая Дмитровка, 6).
С 1902 г. находился на лечении в различных клиниках Москвы (признаки психического расстройства).
В начале XX в. жил по адресу Лубянский пр., 3/6.
В февраля 1906 г. художник полностью потерял зрение. Переведен в Санкт-Петербург в клинику доктора Бари на Васильевском острове, где провёл последние годы жизни.
7 июля 2010 г.
Комментарии наших пользователей
Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.