Поленов Василий Дмитриевич
Трубниковский пер.
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) – живописец.
Родился в Петербурге в старинной дворянской семье. До середины 1850-х гг. семья Поленовых выезжала на дачу в Царское Село. К этому периоду относятся первые попытки изобразить все увиденное и поразившее воображение. В 1855 г. семья переехала в Имоченцы. С Имоченцами связаны первые дошедшие до нас пейзажные работы художника и этюды, отразившие незамысловатый крестьянский быт.
Учился в петербургской Академии художеств (1863-1871) и параллельно - на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П. П. Чистякова и И. Н. Крамского.
В 1872-1876 гг. совершенствовал свое мастерство заграницей как «пенсионер» Академии художеств.
Большую роль в жизни Поленова сыграла зародившаяся в Италии дружба с С. И. Мамонтовым, крупным промышленником и страстным любителем искусства, и с будущими членами Абрамцевского художественного кружка. В доме Мамонтова (Садовая-Спасская, 6) создал свою наиболее значительную религиозно-историческую картину «Христос и грешница» (1887). Выполнял театральные декорации для домашнего театра Мамонтова и его Частной русской оперы (Камергерский пер., 3; Большая Дмитровка, 6).
В марте 1877 г. Поленов поселился в Москве, снял квартиру в Трубниковском пер., 7. Здесь была создана одна из его наиболее значительных работ - «Московский дворик» (1878).
С 1878 г. участвовал в выставках передвижников, на которых его произведения приобретал П. М. Третьяков.
В 1880-х гг. в доме Поленова на улице Божедомке (Самарский пер., 22-24) сложился тесный художественный кружок («рисовальные вечера»).
Бывал в усадьбе В. И. Якунчикова (Средний Кисловский пер., 7).
С осени 1888 г. художник жил в Кривоколенном пер., 11, где также устраивал «рисовальные вечера».
Затем жил в Мясницком пр., 2, на Спиридоновке, 21. Последний московский адрес художника - Садовая-Кудринская, 7.
В 1882-1895 гг. преподавал в МУЖВЗ (Мясницкая, 21). Среди его учеников – И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов и А. Я. Головин.
В 1910 г. совместно с Шемшуриными и Д. А. Толбузиным основал секцию народных театров при Московском обществе народных университетов, создавал декорации для передвижных театров.
Мастер плодотворно занимался и архитектурой, внося вклад в развитие «русского стиля» -эскизы церквей в Абрамцево (в соавторстве с В. М.Васнецовым) и Бехове под Тарусой (1906).
Покинул Москву в 1918 г.
Известные работы: «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; «Золотая осень», 1893;«На Генисаретском озере», 1888; «Русская деревня», 1889.
9 июля 2010 г.
Комментарии наших пользователей
Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.