Церковь Филиппа-Митрополита
Гиляровского ул.
Церковь Филиппа-Митрополита (Гиляровского, 35) - один из самых совершенных образцов московского классицизма.
Первый храм на месте был построен в середине XVII в. Тогда здесь состоялась встреча мощей московского митрополита Филиппа (Колычева) во время их перенесения из Соловецкой обители в Успенский собор Кремля.
Каменную церковь выстроили в 1686 г., а в конце столетия решили перестроить. Проект заказали самому М. Ф. Казакову. Принадлежность этого здания к Казакову оспаривается многими исследователями. Церковь относят также к числу построек В. Баженова и С. Карина.
Существующий ныне храм был сооружён в 1777-1788 гг. Зодчий пристроил изящную церковь-ротонду к относящимся к 1750-1752 гг. трапезной с приделом Алексия Человека Божия и колокольне. Церковь вошла в ансамбль располагавшегося здесь в то время двора митрополита Платона.
В1827 г. на средства князя Долгорукова к трапезной пристроили второй придел - преподобного Сергия Радонежского.
Двухэтажный храм возведен в стиле раннего классицизма. Ротонду украшают тонко прорисованные наличники и фриз, четырёхколонные ионические портики с изящной лепниной. Она завершена лёгким куполом-фонариком со сквозной колоннадой. В интерьере использованы колонны большого ордера, поставленные полукольцом в западной части ротонды, в алтарной части им отвечает полукольцо колонн малого ордера. На расположенных за колоннами аркадах, опирающихся на столпы дорического ордера устроена галерея хор.
Лепной декор напоминает декор круглого Екатерининского зала кремлевского Сената, поэтому приписывается И. Х .Юсту.
Нижняя часть иконостаса - М. Ф.Казаков, верхняя - конец XIX в.
Ограда с воротами - кон. XVIII в.
Колокольня в основном сохранила свой первоначальный облик.
Церковь закрыли в 1939 г. Храм использовался вначале как склад, затем - как административное помещение.
Реставрировалась в 1980-х гг. и в 1992-1997 гг. Ныне имеет традиционную желто-белую окраску.
Храм возвращен верующим в 1991 г.
5 августа 2010 г.
Комментарии наших пользователей
Когда я в начале 50-х годов училась в школе напротив храма, в нем располагалась скульптурная мастерская. Мы висели на окнах и с некоторым замиранием смотрели на огромные гипсовые скульптуры, в том числе Сталина, которые в вечернее время казались таинственными и пугающими. Когда я пришла в открышийся храм на службу, меня поразила какая-то особенная атмосфера благодати, наполнявшая храм.