Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Большой Лубянке
Лубянка Большая улица
В 1514 году сын Ивана Грозного, Василий III, являвшийся в то время московским государем, издал указ о постройке в Москве одиннадцати каменных церквей. Одной из них стала церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, которая строилась в 1514-1519 годах под руководством известного зодчего из Италии Алевизо Фрязина.
Известную славу церковь приобрела в начале XVII века, когда являлась приходским храмом для семьи князя Пожарского. Когда весной 1611 года произошло восстание жителей Москвы против польских солдат, князь Дмитрий Пожарский построил рядом с церковью укреплённый острожек для защиты ополченцев от поляков. Во время восстания в боях князь был ранен и скрывался в Троице-Сергиевой Лавре. В это время поляки разграбили и подожгли храм. А после того, как этих чужеземцев из Москвы прогнали, Пожарский выделил средства на восстановление церкви. После ремонта в неё была помещена Казанская икона Божией Матери, спасительница Москвы от поляков. Спустя некоторое время, в 1612 году, она была перенесена на Красную площадь, в построенный там Казанский собор.
Из известных святынь в Введенском храме находился список Казанской иконы, в украшенной жемчугами золочёной ризе, подаренный церкви князем Пожарским. Одна из его дочерей собственноручно расшила образ Спасителя с изображениями на нём святителей Петра и Алексея, который тоже был передан храму. Так же, из чувства благодарности, князь Пожарский поместил в церковь Введения Пресвятой Богородицы принадлежавший ему образ Знамения. Себе же оставил список с него, который поместил на каменном столпе возле своего дома, стоящего неподалёку от церкви. Позже этот столп с иконой включили в усадебную ограду. Икону со столпа сняли и передали во Введенскую церковь уже после революции. До того момента, пока храм не снесли, она там и хранилась.
В середине XVIII века архитектор Постников в процессе перестройки внёс значительные изменения в архитектурный облик церкви. К оставленным без изменения части стен и алтарным апсидам были выстроены заново восьмерик с трапезной и колокольня. В это же время церковь приросла приделами Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы (в память о похороненной в этой церкви первой жене князя Пожарского Прасковьи Варфоломеевны). Новые постройки возводились в стиле барокко. Будущий знаменитый митрополит, в то время ещё архиепископ Платон, лично провёл обряд освящения нового храма. В 1751 году Стоглавый собор поделил Москву на семь церковных сороков, и Введенская церковь была назначена для ведения духовных дел одного из них, Сретенского сорока.
В 1817 году живопись в храме была обновлена и выполнена в стиле Рубенса и Рафаэля. Сделано это было на средства слывшего знатоком искусства владельца антикварного магазина Д. А. Лухманова. Древние иконы при этом были сохранены и тоже остались в церкви. В 1826 году здесь отпевали графа Растопчина.
В 1924 году под надуманным предлогом помехи автомобильному движению церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм была снесена. Церковное убранство было передано в церковь Вознесения бывшего Варсонофьевского монастыря, располагавшуюся неподалёку в одноименном переулке, но позже и та церковь была снесена тоже.
Сейчас место на Лубянке, где стоял Введенский храм, находится на площади Воровского, на углу улиц Большая Лубянка и Кузнецкий мост.
15 ноября 2010 г.
Комментарии наших пользователей
Василий 111 не сын , а отец Ивана Грозного