Ладовский Николай Александрович
Архитектор, практик и теоретик градостроительства, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, Николай Александрович Ладовский (1881-1941) был творческим лидером направления архитектурного рационализма. В 1914 он получил диплом архитектора, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Свою профессиональную деятельность начал ещё в годы учёбы. С 1918 года он трудился в архитектурной мастерской Моссовета. В 1919 году Николая Ладовского включили в комиссию по разработке вопросов социально-культурного синтеза, которая была создана в Наркомпросе при отделе изобразительного искусства. С 1920 года Ладовский преподавал во ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН, затем в Московском архитектурном институте. Принимал активное участие в реформировании архитектурно-художественного образования в высших учебных заведениях, выпускающих архитекторов.
Много лет Ладовский занимался архитектурным проектированием и разработкой градостроительной концепции. В 1921 году он организовал Рабочую группу архитекторов Института художественной культуры, главной задачей которой стало изучение проблем архитектурной формы, конструкции, пространства и психологии восприятия. По его инициативе в 1923 году была создана Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА), а в 1928 году – Объединение архитекторов-урбанистов. В развитии новой архитектуры Ладовский придавал большое значение технике, при этом считал главным развитие возможностей, предоставляемых процессами формообразования в области решения пространства, а не эстетизацию новых конструкций и материалов. В 1929 году он предложил планировочную схему развивающегося, динамического города, рассчитанную на его эволюционный рост и последовательную реконструкцию.
В основе творчества Николая Ладовского лежит принцип изобретения новых форм, свободных от стилистики архитектурных разработок предыдущих эпох. Одним из первых он решительно высказался за использование новых форм, свободных от стилизации и эклектики. Именно под его руководством были сформулированы основополагающие творческие принципы рационализма, основанные на повышенном внимании к проблемам пространства и психологии восприятия. Для Ладовского пространственное мышление архитектора стояло выше освоения художественных возможностей конструкций. Именно эти принципы были заложены в основе теоретического кредо АСНОВА, создателем и председателем которой он был.
Н.А. Ладовский был участником множества архитектурных конкурсов. В 1925 году проект Красного стадиона, разработанный студентами ВХУТЕМАС под его руководством, получил гран-при Международной выставки декоративного искусства в Париже. В 1930 году Ладовский получил первую премию закрытого конкурса проектов Зелёного города, в 1931-1933 годах участвовал в конкурсе проектов Дворца Советов, генплана развития Москвы и строительства синтетического театра для Свердловска.
Основные постройки, выполненные Ладовским в Москве в стиле конструктивизма, это павильон Дальнего Востока па Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, наземный вестибюль станции метрополитена «Красные ворота» в 1934-1935 году, перронный зал станции «Площадь Дзержинского» (ныне «Лубянка») в 1935-ом. Так же, в 1928-1931 годах, им, совместно с архитектором В.С. Колбиным, был построен жилой дом на Тверской улице,6.
7 декабря 2010 г.
Комментарии наших пользователей
Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.