От Звонарского до Рождественки

От Звонарского до Рождественки
От Звонарского до Рождественки
Начнем нашу прогулку со Звонарского переулка, который представлен домами по 2-3 этажа. В 1914-м на участке дома № 5 арх. Ф.А. Ганешин возводит красивый жилой дом и здание для ювелирной фабрики компании «Ф.А. Лорие» (во дворе постройки). В наши дни эти владения были перестроены для нефтяного гиганта «Лукойл» (арх. П.П. и М. П. Павловы). На красном кирпичном фоне прослеживаются крупные керамические панно с лебедями и фирменным логотипом фирмы (скульпт. О.А. Иконников).

Внизу переулка - дом № 1, который является частью жилого комплекса.
Планировалось, что здесь возведут девятиэтажный дом по Неглинной и нескольких жилых корпусов. Проектом ансамбля и его строительством занимался И.Г. Кондратенко, однако в военное время проект так и не получилось довести до конца, был построен только один дом.

Стоит отметить, что здесь, в доме Фирсановой (№ 2/14) жил А.П. Чехов, причем парадный вход в квартиру писателя и сейчас там, где и был, - с переулка. В ноябре 1901 года эту квартиру снимала О.Л. Книппер, написав Чехову, что квартира очень понравилась. Также в этом доме в разное время жили артисты МХТ: И.М. Москвин, Л.М. Леонидов и балерина А.Д. Джури.

В Кисельном Нижнем переулке, 3 жил актер Малого театра А.И. Южин-Сумбатов, в начале прошлого века - литературовед В.В. Каллаш, а в 1929-м - поэт Муса Джалиль. Рядом (дом № 5) располагалась кондитерская Федора Завьялова "для свадеб и балов", увековеченная в книге "Москва и москвичи" В.А. Гиляровского. Имя данного переулка, как и за Рождественкой - Большого и Малого Кисельных, вероятнее всего пошло по жителям «кисельников», которые готовили кисель для поминок, т.к. рядом стояли три храма: Варсонофьевский, Рождественский и Сретенский и, а при них - кладбища.

Если пройтись по левой стороне Большого Кисельного, то можно было увидеть небольших размеров дома, выстроенные в XIX веке, а, пожалуй, самое большое здание (№ 2) возведено в 1914 году по проекту архитектора А.В. Иванова, находившийся на месте исторической усадьбы князей Голицыных. Сейчас противоположную сторону переулка занимает здание, предназначенное для учреждения без вывески, существенно отличаясь от близ стоящих домов. В первые годы правления большевиков почти все здания здесь были захвачены тайной полицией, сюда же вошла часть Варсонофьевского переулка, где новая власть построила для себя, мягко говоря, чуждые общей архитектуре строения, также здесь располагалась и поликлиника, появившаяся на месте церкви Варсонофьевского монастыря.

Рядом с бывшим храмом (№ 5), в глубине двора существовали старинные палаты (№ 7) примерно XVIII в. В то время они насчитывали два этажа с антресолями на фасаде, который выходил в обширный сад. В середине XVIII века этот участок принадлежал генерал-майору М.Л. Измайлову, после новым владельцем усадьба стала К.М. Мальцова (бывшая супруга поэта В.Л. Пушкина). В 1874-м был перестроен главный дом усадьбы, который был надстроен двумя этажами, а архитектор П.П. Скоморошенко пристроил жилой дом, выходящий торцом к переулку.

Пройдем далее и видим здание гаража чекистов, представляющее собой спецавтобазу № 1. Именно отсюда в 1930-1940-х каждый вечер направлялись десятки грузовых машин, которые вывозили трупы расстрелянных в разные места кладбищ Москвы и Подмосковья... Как упоминается в архивных, с невинными гражданами чекисты «разделывались» и в доме № 7, там располагались боксы с круглосуточно работавшими расстрельными командами, они же находились и на Большой Лубянке, 9/11. По правой стороне Варсонофьевского переулка на пересечении с Большой Лубянкой (дом № 7) стояло здание, напоминающее декоративную отделку жилого дома Российского страхового общества (Лубянка Большая, 5; 1905-1907, арх. Л.Н. Бенуа, А.И. Гунст), а во дворе этой постройки спрятан один из уникальных памятников архитектуры - палаты князей Хованских XVII века.

Идем далее, видим несколько доходных домов, возведенных конце XIX - начале XX вв. В 1900-м здесь выстроен дом № 4, в котором с 1901 по 1905 гг. жила балерина Е.В. Гельцер. В 1896 году арх. Л.Н. Кекушев возвел рядом пятиэтажный дом № 6, в котором в 1898-1899 гг. жил композитор А.Н. Скрябин, а в начале 1900-х - архитектор И.В. Жолтовский. В 1892-м дом № 8 выстроен арх. Н.Г. Фадеев, здесь в 1930-х жил артист, основатель «театра одного актера», В.Н. Яхонтов. Кстати, именно в Варсонофьевский переулок направился Остап Бендер, чтобы найти заветные стулья после завершившегося аукциона.

Сам переулок закончился, венчанием которого следует пересечение с Рождественкой. Дом № 12 построен в начале прошлого века, предназначался для НКВД. В этом здании было его общежитие, в 1920-х здесь квартировал член коллегии ГПУ Я.X. Петерс, который в 1938-м подвергся репрессии своими товарищами. На противоположном углу находился бывшая усадьба, от которой уцелели главный дом и флигель. В 1896 году арх. И.А. Иванов-Шиц построил доходный дом на месте левого флигеля. В шестидесятых годах XIX в. помещения арендовали музыкальные классы пианиста И. Венявского. В этом здании до прихода большевиков находилась гостиница «Берлин» (или «Париж-Англия»), в которой в 1883-м останавливался художник В. Верещагин.

10 мая 2011 г.

Комментарии наших пользователей
  • Администратор
    29 марта 2024 г.

    Комментариев к данной статье пока нет. Вы можете оставить свое сообщение, заполнив форму справа.

 
Добавить комментарий

Если Вы хотите получать на свой e-mail уведомления о новых комментариях по этой теме - заполните следующее поле. Ваш e-mail не публикуется на сайте и не передается третьим лицам.
Ваш e-mail