Большая Ордынка
Ордынка Большая ул.
Если идти от Водоотводного канала по Большой Ордынке, в самом названии которой так явственно звучит воспоминание о временах монгольского ига, налево пойдут Кадашевские переулки, приводящие к одному из интереснейших памятников московского Церковного зодчества – церкви Воскресения в Кадашах, построенной в 1687-1713 годах на средства купцов Добрыниных в центре былой Кадашевской слободы (здесь жили царские ткачи полотен и скатертей). Элементы барокко – московского и украинского – переплелись в этом изящном храме, как и большинство других, искаженном позднейшими пристройками. Но и в поврежденном своем виде кадашевский храм производит какое-то особо радостное впечатление, выделяется той воздушностью, устремленностью вверх, внутренне близкой к западной готике, но выраженной в совершенно иных строительных формах. Такие колокольни-свечи, как кадашевская, можно найти только на севере от Москвы – в Ярославле, в самой же Москве они встречаются крайне редко. В архитектурной обработке кадашевского храма особенно интересна замена традиционных московских кокошников теми особыми фронтончиками с «выгрызенною» серединой, которые очень полюбились москвичам и были метко прозваны «петушьими гребешками».
Дальше по Ордынке заслуживает внимания дом № 15 (бывш. 3-я гимназия) – неплохой образчик стиля империи, служащий как бы преддверием к одному из лучших храмов того же стиля в Москве – Скорбященской церкви. Прекрасная трехэтажная колокольня церкви была построена по проекту знаменитого Баженова в 1787 году, по самый храм с куполом (построен в 1790 г.), окончательно завершенный лишь в 1836 году, обработан Бове в стиле империи с исключительным богатством и, что особенно любопытно, совершенно по-граждански: его западный вход смело мог бы быть перенесен к любому ампирному дому почти без изменений. Выходящий на Ордынку полукруг алтарной части храма с его окнами арочной формы, окруженными великолепным орнаментом, двухколонные портики боковых входов и, наконец, самый купол церкви, выпуклость, которого прорисована рукою чуткого художника,- все достойно здесь самого серьезного внимания.
Еще дальше ответвляющийся налево Климентовский переулок приводит к новому архитектурному памятнику - Климентовской церкви на Пятницкой, построенной в 1758-1770 годах учеником Растрелли Евлашевым. Храм повторяет излюбленный прием Растрелли – пять глав на пяти башнях, по в нем пет растреллиевской виртуозности, он кажется каким-то тяжелым и даже грубоватым при всем богатстве его деталей. Наискось от Климентовского переулка отходит по Ордынке Большой Толмачевский переулок, в котором интересен дом № 3 – типичный барский особняк, какие редко встречаются в Замоскворечье, построенный в конце XVIII века и принадлежавший одинокой дворянке в этом царство лабазников – графине Соллогуб. У дома единственная в своем роде высокая литая чугунная решетка, запутанные узоры которой закрашены малярами.
Немного дальше на Ордынку выходит храм Николы в Пыжах, построенный в середине XVII века стрельцами полка Богдана Пыжова, довольно неудачно выкрашенный в коричневую краску и попорченный достройками.
За этой церковью, через переулок, видна другая – Покрова к Голиках, против которой стоит маленький двухэтажный домик, в котором родился писатель, посвятивший свой талант художественному воплощению типов Замоскворечья, – Л. Н. Островский.
16 февраля 2019 г.
. , .