Исторический центр Москвы на грани провала
В этом году в Петербурге была проведена конференция под названием "Город и геологические опасности". Малопонятная для неискушенного человека тема обсуждалась специалистами в узком кругу, где неприятно делать скоропостижных выводов или сенсационных заявлений. Несмотря на это, одним из докладчиков было сделано заявление, которое обязательно, должно стать предметом обсуждения для широкого круга: откачка внутренних вод привела к тому, что под угрозой обрушения оказались несколько станций метро и здания в центре столицы.
Эту информацию представил Евгений Пашкин, профессор Российского геолого-разведочного университета, член Тоннельной ассоциации России. Из его доклада стало ясно, что станция "Кропоткинская" за последние несколько лет серьезно деформировалась.
Одной из причин деформации "Кропоткинской" была названа депрессионная воронка, которая образовалась в центральной части Москвы. Причиной её появления стала откачка подземных вод, которая активно производилась при строительстве и последующей эксплуатации метрополитена. Сегодня в зоне действия воронки, помимо станции "Кропоткинская", оказались Пречистенский бульвар, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Арбат и станции метро "Боровицкая" и "Арбатская".
Для того чтобы установить причинно-следственную связь вспомним историю московского метро. Безусловно, каждый из нас должен быть благодарны тем людям, которые более 70 лет назад взялись за его постройку. Это были лучшие умы того времени, среди них, действительно выдающиеся геологи и инженеры, ученые, которые имели еще дореволюционное образование.
Даже хваленые заграничные ученые, считали строительство метрополитена в Москве – дело гиблое. Причиной ставшей в основе таких выводов стала гидрогеология центра Москвы: здесь, где подземные воды и грунты находятся в безостановочном движении – построить подземку невозможно. Но русские, как всегда, утвердившись в глазах зарубежных коллег, сделали невозможное. Для того времени это было настоящее русское чудо – плод гениальности наших ученых.
Но метрополитен был построен ценой великих усилий. Метро строилось местах не только сложных, но порой даже совсем неподходящих. Ветки метрополитены были построены зоне повышенного геологического риска.
Примером такой зоны может быть древние эрозионные долины, которые заполнены мелкими песками. В такой зоне, где песчаные грунты залегают на известняках, сегодня пролегает очень глубокое метро - здесь расположены станции "Боровицкая" и "Арбатская". Станции метро были построены на известняках. Чтобы это сделать пришлось откачать воду и создать депрессионную воронку - зону пониженного уровня грунтовых вод.
Еще в 30-е годы, во время строительство здания Библиотеки Ленина, один из архитекторов - Гельфрейх, говорил, что на Ваганьковском холме построить что-то уже невозможно - тут все зыбко. Но, несмотря на предостереженя знаменитого архитектора, строить все равно начали: в 1950-е годы вблизи холма построили "Арбатскую", а в 1980-е была сооружена и "Боровицкая".
В 1980-е угол российской государственной библиотеки всего за несколько месяцев осел на целых 13 см, из-за чего в книгохранилище образовалась трещина, поэтому задние пришлось в оперативном порядке реконструировать. Знаменитая Ленинская библиотека от того сильного удара так и не оправилось. Почему она пострадала?
Причиной этому послужило сооружение "Боровицкой" – единогласно отвечают специалисты. На месте будущего строительства гидрогеологи обнаружили сильное обводнение.
Но решение о строительстве было уже принято, а отказать председателю КПСС никто не посмел. Гидрогеологам пришлось в спешном порядке искать выход, как вам уже понятно, они его нашли.
Для того чтобы упростить строительство станции, гидрогеологи предложили откачивать воду через пробуренные скважины, т.е. создать депрессионную воронку. Не видя другого выхода - предложение было принято. Еще до начала работ по периметру станции пробурили целых 19 артезианских скважин, которые уходили намного глубже уровня самой станции. По свидетельствам очевидцев еще до начала строительных работ в канализацию выло выкачено целое море подземных вод. Несмотря на создание депрессионной воронки условия проходки "Боровицкой" были очень сложными - откачиваемой за час воды было очень высоким – до 1,5 тысяч кубометров. На сегодняшний момент эти две станции - единственные в Москве, которые имеют насосные станции, которые безостановочно откачивают воду.
Кроме метрополитена подземные воды откачивают и другие подземные объекты, о некоторых из них мы даже не догадываемся. Результатом такого варварского отношения к подземным водам и стало понижение уровня грунтовых вод. В прежние времена в песке, на глубине 5 метров находилась вода – сегодня её уровень опустился значительно ниже – на несколько десятков метров. Вся сегодня Москва находится на огромной депрессионной воронке. Только в период активного подземного строительства с 1938 по 1958 год было выкачано 2,4 млн. кубометров воды.
Как выяснилось, искусственное понижение уровня подземных вод - гарантия хотя и не мгновенных, но серьезных неприятностей. Это происходит засчет того, что атмосферные осадки - стремятся через пересушенную почву с несвойственной силой, а вместе с ними уходят и частицы песка. Другими словами, под Москвой происходит один из опаснейших процессов - "суффозия". Безусловно, кроме экспертов никто не догадывается о пустотах, результат виден абсолютно всем: провалы, трещины и деформация зданий.
Суффозия (с латинского - "подкапывание") – процесс вымывания горных пород из почвы атмосферными осадками. В Москве из-за суффозии из почвы вымываются супеси, пески и легкие суглинки. Вода, которая проходит через почву вымывает её отдельные элементы из-за чего образуются сначала небольшие каналы, а потом и целые подземные полости, которые могут стать причиной провалов.
Когда породы, которые находятся вблизи фундаментов домов, разрушаются из-за суффозийного воздействия, вызванного строительством метрополитенов или любых других подземных коммуникаций, они могут приводить к деформированию инженерных сооружений.
И это не пустые слова. Суффозия нередко становилась процессы причиной катастроф. В 1980 году обрушилось здание в г. Роксвилл, принеся ущерб около 1,4 млн. долларов, тогда, слава богу, никто не погиб. В 1983 году в Кургане суффозионный оползень унес жизни людей и разрушение здания. Примеров разрушительных последствий суффозии –несколько десятков.
На Остоженке, Пречистенском бульваре, Арбате, Волхонке такие провалы появлялись уже нисколько раз, как под зданиями, так и на открытой территории.
В начале 1970-х годов к Евгению Пашкину обратилась Ирина Антонова, директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина с вопросом: "Что делать? В Греческом зале нашего музея образовались горизонтальные трещины". Евгений ответил, что вертикальные трещины - наиболее опасны.
Он предложил найти причину, пройдя под фундаментами шурфы. Проделав эту операцию была обнаружена огромный провал - на протяжении 12 метров оторвался грунт от подошвы фундамента на расстоянии 60 см! Если бы не приняли экстренных мер - греческий зал бы попросту рухнул, говорит Евгений Пашкин, а вместе с ним под землю ушла бы ушла вся срединная часть музея. От разрушения музе спас министр обороны - Дмитрий Устинов. Благодаря ему за ремонт здания взялась организация "Гидроспецстрой", которая за неделю устранила провалы.
На конференции Евгений Пашкин демонстрировал карту, на которой были отмечены ч здания, уже пострадавшие от деформации. Часть зданий уже была разобрана, другие укреплены, но тем не менее продолжают просаживаться из-за сложной гидрогеологической ситуации.
Сегодня возникла другая угроза: разрушительные дефорамции в центральной части города затронули и подземных сооружения. Под станцией метро "Кропоткинская" образовывается пустота, которая не пощадила Греческий зал. Трещины в стенах появляются из-за того, что часть метро садится. Аварийная ситуация может появится мгновенно. Такое развитее событий называется "режим с обострением".
Евгения Пашкина беспокоит пример Санкт-Петербурга, где в метро на станции "Площади Мужества" разорвалась отделка тоннеля из-за чего несколько лет жителям севреной столицы пришлось обходиться без метро в данном районе.
8 июля 2008 г.
да нет, там они что-то предпринимают...ведьтам же под угрозой находятся и стратегически важные объекты...кроме того, я тут прочитал, ЧТО находится под землей в Москве...Наверняка, чтобы сохранить подземные города правительство будет действовать...
Какой ужас! Уже не знаешь, чего бояться! Небоскребы могут рухнуть, грунт - провалиться. Жить страшно! Я вот только не понимаю, почему власти бездействуют? Неужели все пофигу?