Время великих перемен
Сталин, как широкая душа, прекрасно понимал, что для нормальной и комфортной работы, а тем более для хорошего жилья, необходимы другие здания, другие помещения, коренным образом отличающиеся от тех, которые возводились все это время. Конструктивизм и абстракция не нравились нынешнему вождю. Они не могли в полной мере воспроизвести и продемонстрировать всю грандиозность и величие, масштабность и монументализм того исторического времени. Данный период приходится на начало 1930 годов. Именно с этого периода начинается новая эра в истории советской архитектуры.
Вклад в архитектуру сталинских времен архитектора Ивана Жолтовского
Итак, славные тридцатые года ознаменовались переходом в советской архитектуре от конструктивизма и абстракционизма к новому стилю, который получил (в дальнейшем) название «сталинский ампир». Именно в 1932 году правящей властью было указано, что в архитектуре стоит применять как новые приемы в архитектуре, так и приемы классически (в ее лучших проявлениях).
Самым первым примером такой новой архитектуры стал жилой дом, возведенный в 1934 году, на улице Моховой, 6. Этот дом был построен не для простого люда, а для элиты. Над проектом этого элитного сооружения старался и трудился архитектор Жолтовский. К огромному сожалению, ничего к тому времени не изменилось, и для строительства нового архитектурного шедевра было использовано место, ранее принадлежавшее церкви Святого Георгия. Для декора, использованного при оформлении строящегося здания, архитектор без оглядки использовал все элементы, которые ранее применялись классической ордерной архитектурой (от которой в свое время отказались приверженцы конструктивизма). Этот стиль ярко характеризовал «сталинский ампир», хотя злые языки и поговаривали, что стиль уж больно напоминает итальянский стиль Палладио.
Жители Москвы с горечью комментировали постройку элитного здания следующим выражением (с намеком) – «ам-пир во время чумы». В произведении «Москва. Утраты.» Романюка с чувством описывает удивительное впечатление, которое производит этот «высеченный из камня памятник политике партии», о дивной и искусной лепнине на высоком потолке, о высококлассном паркете, об удивительных полированных дверях в здании, об обязательной комнате для прислуги или домработнице (обязательной для каждой квартиры) и о прочих чудесах удивительного и впечатляющего здания.
Далее этому стилю (естественно) стали служить и другие архитекторы. Архитекторы, которые мечтали творить и строить в Москве просо не могли не следовать новым веяниям в архитектуре. Так архитектор Мордвинов, который увлеченно творил и воплощал в жизнь свои проекты на реконструированной улице Тверской. По его проекту был создан дом на углу Тверского бульвара с Пушкинской площадью (ранее там размещалась церковь Дмитрия Солунского). Тут же он планировал построить здание ТАСС, потом его, правда, построили в другом месте – на Никитском бульваре. Зато на этом месте в последствие строится монументальный дом (яркая характеристика сталинской эпохи), который был завершен статуей балерины.
Несколько слов о статуе. Это было огромное произведение женщины-балерины, у которой одна рука была протянута к солнцу. Считалось, что таким образом композиция должна олицетворять яркое и светлое утро социалистической страны. Правда, в 1958 году этот памятник сталинской архитектуры сносят, так как из-за аварийного состояния «женщина-балерина» могла просто упасть на головы проходящим мимо гражданам.
9 июля 2008 г.
Хм...Прочитав статью, с удивлением узнал, что это здание сталинского времени. Честно говоря, я раньше думал, что его построили до революции. Интересно, а что сейчас там находится? Таки и остался жилой дом? Хотелось бы очень посмотреть на фотографию статуи-балерины.