Часть 2. Экология Москвы в настоящем и будущем
В начале двадцатого столетия крупное промышленное производство в Москве стало развиваться такими темпами, что за ним невозможно было угнаться другим, более мелким отраслям. Не отставал от промышленности и транспорт. В 30-е годы началась интенсивная застройка территорий Москвы. Впоследствии, в послевоенный период, бурно разрастающийся город, а соответственно и его транспортная система начали оказывать совсем уж негативное воздействие на экологию. Ближе к 90-м количество вредных выбросов несколько снизилось, так как экологи начали бить тревогу, и каждое предприятие посчитало целесообразным разработать собственную программу по очистке и переработке отходов производства. К сожалению, подобные программы не всегда оказываются жизнеспособными...
Итак, напомним сами себе, какие вредные техногенные воздействия мешают нам жить. Это – запыление, выброс в атмосферу газообразных и аэрозольных химических веществ, загрязнение почвы тяжелыми металлами, вывод многочисленных стоков промышленных предприятий в близлежащие реки, вредная вибрация, шумы, электромагнитное поле, патогенная микрофлора, присутствующая в почве любого мегаполиса и т.д. Основную вину за «порчу» воздуха и земли возлагают сейчас, в первую очередь, на городской автотранспорт, а во вторую – на промышленные объекты. Помимо соединений углерода, азота и серы, автомобили выбрасывают в окружающее пространство свинец и кадмий. Москва-река и почти все столичные пруды уже практически не пригодны для купания. Пока еще держится Серебряный бор, но при таких темпах загрязнений и ему осталось не долго. Содержание вредных химических соединений в московских водоемах превышает все возможные ПДК в десятки, а иногда и в сотни раз. Даже растения, плоды которых мы приобретаем на рынках города и в магазинах, таят в себе скрытую угрозу. Ведь мышьяк, свинец, ртуть и тому подобные яды имеют обыкновение скапливаться в верхних слоях почвы, а поэтому, активно поглощаются наземной флорой.
Крайне мало в последнее время упоминается о засолении московских почв, а ведь это немаловажный фактор, пагубно влияющий на экологию столицы. Кто-нибудь придавал значение тому, сколько соли и всевозможных химических реагентов сбрасывается на снег в зимнюю пору? Экологи обнаружили «высолы» на поверхности московской почвы таких минералов, как галит и сильвин. Подобные симптомы были всегда характерны лишь для солончаковых земель, но никак не для Москвы! Столица практически полностью одета в асфальтовый «скафандр», а поэтому ни о каком испарении влаги и проникновении в почву кислорода вообще не может идти речь. Серьезные изменения в газообмене столичных почв привели к тому, что под землей создались благотворные условия для уникальных процессов рождения новых минералов! Постепенно в почве Москвы скапливается большое количество всевозможных осадков, которые изменяются (происходит диагенез), преобразуясь в некоторые разновидности минералов, абсолютно не свойственные почвам столицы.
Экологи обнаружили под землей столицы арагонит, кальцит, ярозит, вивианит, керченит, троилит, марказит, пирит, фосфаты кальция, гипс и многое другое. Голова идет кругом от того, что человек с его бурной деятельностью влияет не только на состав воздуха и воды, но и оказывает своеобразное давление на геологические процессы в толще почв! Что же делать, чтобы все вернулось «на круги своя»? Как возвратить свежий воздух и чистую воду? Каким образом спасти деревья от засоленной почвы? Только очистка и фильтрация отходов производств поможет нам вернуть утраченные экологические позиции! Только создание и внедрение экологически безвредного городского транспорта поможет снизить, а может и совсем искоренить, ядовитые выбросы в атмосферу! Необходимо конкретизировать законы, касающиеся природоохранных мероприятий! Давайте любить свою Землю и помнить золотое правило - «планета наш дом – не надо мусорить!» В первую очередь, от нас самих зависит качество нашей жизни.
11 августа 2008 г.
Офигеть можно! Новые минералы в московских почвах рождаются! Скоро эволюция начнется по второму кругу и, чем черт не шутит, столичный люд в обратном направлении будет развиваться.