Подземные тайны усадьбы Ростопчина

Подземные тайны усадьбы Ростопчина
Подземные тайны усадьбы Ростопчина
История легендарных сокровищ московского генерал-губернатора графа Фёдора Васильевича Ростопчина, начиналась осенью 1812 года, во время отхода русской армии из Москвы. Покидая обреченный город, он приказал сжечь дотла свой загородный дворец в усадьбе Вороново, а драгоценности, принадлежавшие древнему роду, надежно укрыть в подземельях.

Основной причиной, подтолкнувшей графа к строительству подземных лабиринтов, современные исследователи называют маниакальную подозрительность Ростопчина, опасавшегося всевозможных заговоров против своей персоны.
Построенные секретные ходы, позволяли в случае необходимости незаметно исчезнуть из дворца вместе с ближайшими родственниками и свитой. Впрочем, существует также предположение, что подземные коммуникации - это не что иное, как обыкновенные «гроты», устройством которых забавлялись многие знатные люди того времени.

Как бы то ни было, подземные ходы в Вороново - это не просто примитивнее тоннели, а настоящие произведения инженерного искусства. Высота и ширина позволяла проехать по ним всаднику, а сами сооружения были выстроены из белого камня. Впервые напасть на след легендарных подземелий удалось исследователям в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого столетия. Тогда ученым посчастливилось найти тоннель и даже продвинутся по нему на несколько метров вперед. Как свидетельствуют записи, ширина и высота хода составляли 220 и 230 см. соответственно. Шёл тайный проход, как предполагается, от дворца графа к т.н. «голландскому домику», затем к пруду, конюшне и заканчивался в парке. Скорее всего, сокровища Ростопчина были спрятаны где-то в самом начале лабиринта между дворцом и «голландским домиком». Доступ в камеру, где хранились сокровища, мог осуществляться либо из подвала «голландского домика» либо из тайного ответвления от основного тоннеля, который можно было скрыть от любопытных глаз земляной насыпью либо заложить камнем.

В пользу версии о том, что тайник все-таки был использован по своему прямому назначению, красноречиво свидетельствует тот факт, что в обозе графа, покидавшем имение, не было ни одной ценной вещи. Мраморные статуи, выписанные из Италии для парка, старинные вазы, серебро, картины, фарфор и многое другое не было вывезено из Вороново. Впоследствии часть металлических предметов, а также часть статуй и ваз были найдены, а вот, книги, драгоценные иконы и картины ждала печальная судьба. Неприспособленные к длительному пребыванию в сырости и влажности, реликвии за несколько десятилетий забвения полностью превратились в тлен.

Однозначного ответа на вопрос, почему граф Ростопчин не вскрыл тайник по окончании Отечественной Войны, сегодня не существует. Известно, что до 1814 г. граф жил в Белокаменной, принимая активное участие в послевоенном возрождении Москвы. Существует предположение о том, что граф, снискавший славу патриота и радетеля за Отечество, просто не мог внезапно извлечь все спрятанное в тайниках богатство.

В 1815 году Ростопчину по медицинским соображениям было рекомендовано уехать в Германию, откуда он впоследствии перебрался во Францию, а затем и в Англию. Спустя восемь лет зарубежных скитаний граф со своей семьей вернулись в Москву, где их первоочередным занятием стала подготовка к замужеству дочери. Увы, свадьбе не суждено было состояться. Елизавета внезапно умерла, а Федора Васильевича подкосили болезни; в конце 1825 года его парализовало. В январе следующего 1826 года граф скончался, а его легендарные сокровища, на протяжении без малого двух столетий, продолжают оставаться ещё одной загадочной легендой.

24 сентября 2012 г.

  • 23 ноября 2024 г.

    . , .

 

e-mail - . e-mail .
e-mail