Воздвиженские призраки
Сегодня речь пойдет об окрестностях села Воздвиженское, что в Сергиево-Посадском районе, неподалеку от Радонежа. Село это получило печальную известность, как место массовой стрелецкой казни. Именно здесь по наказу Софьи, сестры Петра Великого, рубили в 1682 году головы стрельцам, которых заподозрили в измене. Местом казни был выбран небольшой холм, получивший название Убогой горы. Дабы еще больше унизить казненных, их обезглавленные тела не предавали земле по христианскому обычаю, а просто сбрасывали в близлежащее болото у деревни Голыгино, так называемую Голыгинскую Гать.
Вожаком замученных стрельцов был князь Иван Хованский. Он, а также казненный вместе с ним сын, не нашли покоя после мучительной смерти. Часто на проезжих дорогах можно видеть их, обращающихся к путникам с просьбой о достойном погребении. По обычаю того времени Хованские, пытаясь заговорить с людьми, кланяются и приподнимают шапки. Приподнимают вместе с отрубленными головами.
Раньше на этом месте, что всего в полутора десятках километров от Сергиева Посада, привидений не водилось. Наоборот, еще в незапамятные времена стояло языческое капище, которые, как известно, где попало, не размещали. Для таких мест наши далекие предки выбирали специальные места – места силы. Здесь же, на месте бывшего капища, поставил деревянный крест сам святой Сергий Радонежский. Со временем на месте креста появилась и первая в округе православная церковь. Село же Воздвиженское впервые упоминается в летописях в 70-х годах XV столетия.
После стрелецкой казни все переменилось. Под мостом у деревни Голыгино по ночам стали бродить неприкаянные души. Стонали и взывали они к Господу Богу, вымаливая для себя лучшей доли, призывая к ответу врагов и убийц своих. Старожилы здешних мест до сих пор рассказывают истории о ночных встречах с казненными и утопленными в болоте Хованскими.
Кстати, не забыта слава Воздвиженского и вообще радонежских лесов как места силы у современных колдунов и волхвов-самоучек. Местом их сбора и поклонения стал огромный древний дуб под Радонежем. Зачем они приезжают сюда, сколько их, какие обряды проводят в глуши подмосковных лесов местные не знают. Гости держатся обособленно, в контакты со здешним населением не вступают. Даже за покупками в деревенскую лавку приезжие не ходят, обходятся привезенными с собой запасами.
15 ноября 2012 г.
. , .