Квартирно-транспортный вопрос
Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумерках зажглись, –
Здесь живут мои друзья,
И, дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я...
...Нежная песня 80-х годов прошлого века и сейчас еще часто вспоминается по дороге домой. Однако надо признать, что окна видно все хуже из-за выхлопных газов огромной унылой пробки, которой теперь каждый вечер встречает меня мой «спальный».
Да и сам район изменился до неузнаваемости: там, где раньше, заросшие леском, лежали пятиэтажки, теперь лес из высоток, бетон, ветер и... старые узкие дороги.
Многие, наверное, узнают в этом описании свои родные места: Западное Дегунино и Восточное Дегунино, Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное, Лианозово, Бибирево, Митино, Северное Медведково и Южное Медведково, Строгино, Чертаново Северное и Чертаново Южное, Ховрино, Алтуфьево, Братеево, Коньково, Вешняки, Раменки, Новогиреево, Орехово-Борисово, Отрадное, Бескудниково...
Эти окраинные районы, не знакомые со словом «архитектура», всегда имели огромное богатство - лесопарки, некоторые из которых занимают очень большие территории: Лосиный остров – 3000 га, Битцевский лес – 1800 га, Измайловский лес – 1400 га. Всего их в Москве более 30.
Именно в этих, расположенных на месте бывших деревень и лесов, районах с начала нынешнего века развернулось широкое строительство новых домов, почти всегда высотных. Советское понятие «долгострой» кануло в лету, на смену пришел «скорострой» - явление, в начале своем имеющее явные признаки нездоровой лихорадки. Людям очень захотелось скорее «зажить». С опозданием вспомнили, что понадобится еще лечиться, учиться и куда-то добираться. Но если социальная инфраструктура с трудом, но все же поспевает за темпом строительства, то обстановка с транспортной ухудшается с каждым годом. Согласно анализу инженеров, на данный момент перегружено 80% городских дорог.
Но не только в старых районах начали строиться дома. Новые, более отдаленные Московские районы, такие как Куркино, Северное Бутовои Южное Бутово, Солнцево, уже не страдают отсутствием планировочно-архитектурной логики, удобны, продуманны и широки. Во многих из них уже есть или строится метро. При наличии почти в каждой семье машины и загородного дома, преимущество в этом выборе явно на стороне нового.
Почему же продолжают пользоваться спросом квартиры в старых спальных районах Москвы? Пожалуй, один из ответов кроется в строках песни, начинающих статью. Здесь живут друзья, а главное – старики, наши родители, которые приросли к этим местам, как те вековые деревья, что еще встречаются иногда рядом с разномастными новостройками, втиснутыми между уцелевших девяти- и двенадцатиэтажек. Редко, когда удается пересадить старое дерево, – скорее всего, пропадет. Так же и с нашими пенсионерами: для многих переезд в молодые просторные районы равен жизненной катастрофе. И надо быть с ними рядом, смиряясь с пробками, бросая машины у метро, бегая в снегопад пешком, ожидая лета, как спасения...
Но одними пробками транспортная проблема старой Москвы не ограничивается. Купив в новом доме квартиру, пережив ремонт у себя и всех соседей, вырастив ребенка под рев перфораторов, мы, наконец, вздыхаем свободно, готовясь насладиться покоем. Но, спустя совсем малое время, под окнами нашего дома вырастают сваи эстакады, вырубаются деревья под расширение дорог, и вот уже нельзя открыть окна из-за появившейся новой развязки...
В таком мегаполисе, как Москва, квартирно-транспортный вопрос еще долго будет открытым. Строительство новых станций метро не поспевает за ростом города. Нехватка линий метрополитена составляет сейчас около 100 км, к 2015 году планируется построить 78 км. Срочно прокладываются дороги-дублеры, строительство которых займет не один год. Дефицит автодорог составляет 850 – 1000 км, к 2015 году появится 332 км новых трасс и будет реконструировано 336 км старых.
Москва стремительно меняет свой облик, навсегда прощаясь со своими тихими окраинами. Хочется лишь надеяться, что все эти перемены украсят город, не загубят остатки зелени и хотя бы отчасти позволят сохранить очарование прежних времен.
Автор: Марголина Елена
4 марта 2013 г.
. , .