Щукино
Местность, на которой расположен район Щукино, была впервые заселена по самым скромным подсчетам по крайней мере около трех тысяч лет назад. Именно к концу третьего тысячелетия до нашей эры относятся неолитические стоянки первобытных людей, обнаруженные археологами. Недалеко от речки Химки археологи открыли культурный слой древнего русского селища, датированного учеными XV веком.
Деревня Щукино впервые описывается в грамоте московского великого князя Василия Васильевича Темного, адресованной его двоюродному брату Дмитрию Юрьевичу Шемяке. Этот документ датируется 1441-1442 годами. В грамоте говорилось: «А мне, великому князю, тебя держати, как отец мой, князь великий Василий Дмитриевич, держал своего брата молодшего, твоего отца, князя Юрия Дмитриевича в братстве и в чести, без обиды... и жаловати ми тебя... твоею отчиною... так же и тем же, чем брате, яз тебя пожаловал, дал ти есмь в вудел, в вотчину оудел дяди нашего, княж Константинов Дмитриевича, Ржеву и Оугличе, и с волостями, и с селы, и чем, так же и в Московском уезде села Зарадылье, Сохна, Раменеицы, Усташковские деревни, Щукинская...»
Согласно историческим данным, на Москве-реке под деревней Щукино был брод, через который шла дорога на Острогино (теперь Строгино) и Троицкое-Лыково. Это отразилось на планировке деревни, которая протянулась под углом к берегу Москва-реки со стороны старой Волоколамской дороги, проходившей в то время по линии современных улиц Маршала Василевского и Маршала Бирюзова. В 1701 г. при деревне числился пруд с рыбой и мельница на речке Химки. Население по данным ревизской переписи 1721 г. составило 49 душ мужского пола.
Со временем количество населения увеличилось. На рубеже следующего, девятнадцатого столетия в Щукино насчитывалось 25 дворов и 156 жителей обоего пола. Возле деревни на речке Химке круглогодично работало две мельницы-крупчатки, Верхняя и Нижняя, о трех поставах каждая. Отдельные предприимчивые крестьяне выписывались в купеческое сословие. Среди них были Алексей Иванов с двумя сыновьями, Василий Никитин и др.
К сожалению, в Отечественную войну 1812 г. деревня была разграблена и пришла в упадок. После отмены крепостного права в 1861 г. поблизости от Щукина появляются первые предприятия. Московский купец второй гильдии Ефим Хрисанович Белишев устроил на речке Химки небольшую шерстопрядильную фабрику. После революции это предприятие получило название «Красная прядильня», а затем была реорганизована в завод шитых ремней (сейчас на улице Водников у Волоколамского шоссе).
Другое небольшое предприятие – красильно-отбельная фабрика была основана инженером Александром Наумовичем Гранатом. На этой фабрике работало вначале только десять человек, а в 1908 году в результате застоя в делах она прекратила свое существование.
Как свидетельствуют исторические документы, по обе стороны старой Волоколамской дороги в старину располагались леса – Ходынская роща и Большая Всехсвятская роща. Постепенно леса эти сводились и на их месте размещались летние лагеря войск московского гарнизона. На месте прежней Ходынской рощи стояла лагерем 1-я Гренадерская артиллерийская бригада, квартировавшая неподалеку – в Николаевских казармах на Хорошевском шоссе. А на опушке Всехсвятской рощи разместилось лагерное отделение Московского военного госпиталя для военных училищ.
В 1897 г. здесь построили деревянную церковь великомученика Пантелеймона-целителя. Эта небольшая церковка напоминала сруб деревенской избы. В 1902 г. к церкви был пристроен каменный придел, посвященный иконе Божией Матери «Скоропослушница». Здание храма было построено на средства благотворителя И.А. Колесникова.
После революции храм закрыли, а деревянную его часть снесли. Ровно через 90 лет после основания, в 1992 г. в день праздника иконы «Скоропослушницы» церковь вновь была открыта. Часть Всехсвятской рощи, прилегавшая к Ходынскому полю, в начале XX века застраивается дачными домами, заселявшимися в основном
. , .