Можно ли предотвратить провал в историческом центре Москвы?
На международной конференции «Город и геологические опасности», прошедшей в Санкт-Петербурге, обсуждались многие проблемы современных городов, но одна из обсуждаемых тем прозвучала довольно угрожающе. Информация, прозвучавшая в докладе профессора Российского геолого-разведочного университета, члена Тоннельной ассоциации России Евгения Пашкина, касалась злободневной для Москвы темы: откачка подземных вод создала ситуацию, чреватую обрушением нескольких зданий и станций метро в центре столицы. По свидетельству докладчика, одна из старейших станций московского метро – «Кропоткинская» - претерпела довольно серьезную деформацию. Эта деформация вызвана депрессионной воронкой, которая появилась в результате откачки подземных вод при строительстве и эксплуатации метрополитена. Образовавшаяся в центральной части города воронка включает в себя территорию Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Пречистенский бульвар, Арбат, станции метро «Кропоткинская», «Арбатская», «Боровицкая».
Для лучшего понимания сути проблемы следует обратиться к предыстории вопроса. Те, кто взялись за сооружение московского метрополитена, были большими подвижниками, ведь, по мнению западных инженеров, дело это было заведомо неосуществимое. Иностранные эксперты, изучив гидрогеологическое состояние центра Москвы, пришли к однозначному выводу, что метро строить здесь нельзя, вследствие постоянного движения подземных вод и грунтов. Однако благодаря тому , что за проект взялись лучшие отечественные специалисты – ученые, геологи, инженеры с ещё дореволюционным образованием, - семьдесят лет назад в Москве были заложены основы невозможного в конструктивном плане чуда, которым является московский метрополитен.
То, что московское метро строилось ценой неимоверных усилий – общеизвестно. Но, помимо этого, как отметил в своем докладе профессор Пашкин, оно ещё и строилось в зонах повышенного геологического риска - в так называемых древних эрозионных долинах с мелкими песками.
Как раз в этом проблемном районе с залегающими на известняках песчаными грунтами расположены Музей изобразительного искусства им. Пушкина, Арбат, Пречистенский бульвар, а также станции метро «Арбатская» и «Боровицкая». Эти станции были построены построены на известняках, предварительно откачав оттуда море воды, искусственно понизив тем самым уровень грунтовых вод и создав эту самую депрессионную воронку . Причем об опасности строительства в этом районе предупреждал ещё в 30-е годы архитектор Гельфрейх – один из авторов Библиотеки Ленина. Архитектор обращал внимание на то, что на Ваганьковском холме, на котором к тому времени уже проходили две линии метро, больше строить нельзя. Однако в 1950-е была запущена станция «Арбатская», а в 1980-е - «Боровицкая» ( послужившая причиной того, что в те же 80-е угол государственной библиотеки за короткий срок осел на 13 см, и в результате появившихся трещин пришлось в аварийном порядке реконструировать книгохранилище).
Строительство станции метро «Боровицкая» вообще заслуживает отдельного разговора. Ещё в самом начале строительства обнаружилось, что на этом участке имеется очень сильное обводнение. По идее, строительство следовало бы остановить, однако решение было принято на самом высоком уровне и отступать было поздно.
Гидрогеологи нашли приемлемый выход и предложили для начала пробурить скважину и откачать всю воду и создать депрессионную воронку. До начала строительства по периметру пробурили девятнадцать артезианских скважин на более глубоком уровне, нежели уровень самой будущей станции. Через эти скважины из-под земли было выкачано чуть ли не море воды (1,5 тысячи кубометров в час), ушедшее в московскую канализацию. То же самое происходило и при строительстве станции метро «Арбатская». Надо сказать, что на сегодняшний день эти две станции являются единственными в Москве, располагающими собственными насосными станциями, круглосуточно откачивающими воду. Прямым следствием этих откачиваний и осушений (кстати, подобные откачки проводятся не только
24 июня 2008 г.
. , .