Улица Забелина. Прогулки по Ивановской Горке
Забелина улица
Ивановский монастырь
Двигаясь дальше, мы пришли на улицу Солянку, которая уже известна нам по предыдущей прогулке. Теперь мы по ней не пойдем, а сразу свернем влево в сторону улицы Забелина. Ивановская горка отличается тем, что на ней множество различных переулков, так что мы будем часто поворачивать и петлять по тихим улочкам этого прекрасного места Москвы. Вот прямо перед нами улица Забелина, которая на самом деле очень небольшая. Изначально ее название было Солянка, затем оно сменилось на Большой Ивановский переулок. Эта улица в давние времена была дорогой от Кремля к Ивановскому монастырю, именно он и дал название переулку и прилегающей к нему местности. Позже название переулка сменилось на Иконный, а уже потом в 1961 году улица обрела свое нынешнее название, которое было дано в честь известного историка Москвы И.Е. Забелина. Посмотрев направо, можно увидеть корпуса бывшего доходного дома Варвариновского товарищества домовладельцев. Эти корпуса были построены в начале 20 века, и одной стороной примыкают прямо к Ивановскому монастырю. Сейчас в здании бывшего доходного дома находится множество различных фирм, туристических агентств, а также здесь можно найти выставочный зал «На Солянке».
Закончились корпуса и мы видим прекрасный Ивановский монастырь, о котором хотелось бы поговорить подробнее. Ни в одной летописи не удалось найти точной даты создания монастыря, но, чтобы ощутить длину его истории, можно сказать, что 1415 году здесь уже был Ивановский мужской монастырь «под Бором» в Замоскворечье – в Черниговском переулке, около Пятницкой улицы. Также есть сведения о том, что в конце 14 века на том месте, где сейчас находится монастырь жил одинокий старец, который предсказал рождение сына Василия великому князю Василию Дмитриевичу. Вероятно, появление этого монастыря относится именно к этому периоду, а может быть даже как-то связано с этим старцем, к сожалению, данных о том времени почти не осталось. Монастырь изначально появился как мужской, но потом стал женской обителью.
|
Создание женской обители произошло, по мнению историков во времена правления Ивана III, напомним, что правил он с 1462 до 1505 года, хотя вот здесь мнения историков несколько расходятся. Причиной этому служит архитектура монастыря, которая схожа с архитектурой церкви Усекновения Иоанна Предтечи с приделами Николая Угодника и Казанской иконы Божьей матери над Святыми воротами, а эта церковь создавалась по архитектуре 14-15 столетий. Другая часть историков считает, что женский монастырь создавался в честь Ивана IV его родителями Василием III и его женой Еленой Глинской в 1533 году. Правда, впервые монастырь упоминается в исторических летописях в 1604 году.
В 1657 году была основана каменная церковь Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца, а затем в 1701 году в монастыре была построена каменная крестовая палата с сенями, это произошло при помощи Петра I. Позже в 1753 году Ивановский монастырь был по всему периметру огорожен каменной стеной, длина это стены была 253 метра и она полностью скрывала всю территорию монастыря. Попасть во двор можно было лишь через двое ворот: Святые, которые находились на севере напротив Хохловского переулка, и Восточные, ведущие со стороны Малого Ивановского переулка. Святые ворота примечательны тем, что над их двумя арками была церковь памяти Происхождения Честных Древ, а с севера прямо к ним выходила келья настоятельницы, а напротив нее, с юга, стояла сторожка. В самом центре двора возвышался собор Иоанна Предтечи с трапезной и колокольней с северной стороны. Ближе к юго-западному углу примыкала одноэтажная палата тюрьмы, подвалы которой простирались под трапезной и собором. Историки говорят, что монастырь существовал исключительно на подаяниях населения, средства покровителей и помощь государя, но это было не так. При монастыре были свои крестьяне. Об этом сообщают летописи, которые гласят, что в 1700 году при монастыре было 37 крестьянских дворов, а к 1744 году на благо монастыря трудился 221 крестьянин, которые вели хозяйство и исполняли всю ручную работу, к 1812 году количество крестьян стало 813 человек. В основном, конечно, монастырь жил за счет поддержки из государственной казны, которая регулярно с 1625 года выдавало на нужды монастыря довольно приличные деньги. Также из государственной казны полностью оплачивалось жалованье служащих собора.
На удивление, история показывает, что в монастыре даже существовали рабыни, которые присылались сюда для выполнения «черной» работы. Доказательством служат документы, которые сообщают, что в 1624 году сюда были переведены шесть пленных женщин, а также жена казака Рудкова Офимьца, все выполняли исключительно черную работу и жили далеко не как прислужники монастыря. В 1726 году в монастырь была пострижена Анастасия Демидова, притом она была пострижена по просьбе ее сына после того, как умер ее муж князь Владимир Волконский. Конечно же, после ее пострига в казну монастыря от Давыда Волконского поступали значительные суммы, которые расходовались не только на содержание его матери, но также и на нужды монастыря.
В 1700 году потомками князя Семена Романовича Пожарского, который был убит в 1659 году, монастырю были подарены значительные земли, а точнее село Вытнево на реке Угре-де, село Юрьевское и деревня Сафоново Московского уезда. Подарок был сделан «на помин» души их отца, а также его жены Авдотьи Васильевны. После прихода поляков монастырь разграбили. Затем в 1654 году была эпидемия чумы, от которой умерло сто монахинь, а всего их было сто тридцать. Также часто в монастыре происходили пожары, из-за которых монастырь постоянно закрывался. 1654 год для монастыря стал знаменательным еще тем, что, начиная с него, у стен монастыря стали проводиться «бабьи шерстяные ярмарки». Они происходили в день памяти Иоанна Предтечи (29 августа), в этот день монахини выходили из монастыря и выставляли на продажу, все рукоделие, которое произвелось за год. Эти ярмарки продолжались довольно долго, и с них также поступали деньги в казну монастыря.
Исторические документы говорят нам о том, что Ивановский монастырь несколько отличался от остальных монастырей. Первым отличием являлось то, что туда никогда не пускали посетителей, к тому же, монахини выходили в город очень редко только в исключительных случаях. Вторая интересная особенность была в том, что большая часть монахинь были образованными женщинами, которые к тому же знали иностранные языки. Это использовалось монастырем, монахини постоянно занимались переводом религиозных книг на различные языки. И, наконец, он находился неподалеку от пыточной Тайной канцелярии, из-за чего в монастыре часто содержались преступницы.
Можно подумать, что монастырь чаще всего выступал в роли тюрьмы. Доказательством этого стали документы, которые сообщают о первой узнице. Этой узницей стала вторая жена царевича Ивана, который был, страшим сыном Ивана Грозного, царевна Пелагея Михайловна Петрова-Соловьева, после пострига она получила имя Параскевна. Она была пострижена насильно по указу своего мужа в Белозерском монастыре, а затем помещена сюда. Здесь она прожила до 1620 году, пережив своего мужа на 39 лет. После смерти она воссоединилась со своими родственниками в усыпальнице Вознесенского монастыря. Некоторые источники также сообщают о том, что здесь провела свои последние годы и скончалась в 1620 году первая жена Ивана Грозного, которую звали Евдокия Богдановна Сабурова. Она была также подстрижена силой и получила имя Александра, но эти данные не проверены, поэтому особого доверия не внушают.
Точно можно сказать, что здесь содержалась еще одна знатная узница Таисия из рода князей Масальских. По историческим данным, находясь здесь, она переписывалась с князем Василием Голицыным, который стал известен тем, что стал одним из участников заговора против Василия Шуйского, притом он также являлся претендентом на трон государя с 1606 по 1610 год. А некоторые историки, также говорят, что в 1620 году сюда поместили и супругу Шуйского царицу Марию Петровну, которая потом была перевезена в Покрово-Суздальский монастырь.
Позже на кладбище монастыря были найдены останки, захороненных здесь князей Засекиных, Волынских, Ознобишиных, Хомутовых, Ордын-Нащекины, Рязановы, Елизаровы, Окуньковы, Оболенские и многие другие. Тут также были похоронены два начальника раскола – крестьянин из Мурома Иван Тимофеевич Суслов и его последователь стрелец Прокопий Данилович Лункин. Они с помощью одной из узниц Анастасии, которую до пострига звали Агафья Карпова, основали секту «духовных христиан» прямо на территории монастыря. Основой их учения было положение, что возможно прямое сообщение со Святым Духом, а также, что Бог может воплощаться в телах верующих («христах» и «богородицах»). Именно Лункин стал « христом» в секте, после его смерти на могиле был возведен каменный памятник и на могиле написали похвалу «святому человеку». Секта перестала существовать после того, как известный сыщик Иван Осипов-Каин разыскал ее в монастыре, это стало таким потрясением, что тела умерших начинателей секты были выкопаны и публично сожжены. Послушницу Анастасию по Синодальному указу, изданному в середине июня 1734 года, как посадницу ереси, приговорили к смертной казни, а всех кто следовал рядом с ней, отправили в ссылку в различные самые далекие монастыри. Раньше около северной стены монастыря находилась могила, где на мемориальной плите было написан год 1638 год, а также слова, которые гласили о том, что она поставлена в честь святой преподобной мученицы Евдокии на долгую память умершей юродивой Марфе. Доподлинно неизвестно, кем была эта Марфа, но известно, что сюда приходили на панихиды беременные женщины, которые затем получали помощь. Складывается мнение, что она умерла при родах, которые принимали в этом монастыре.
Самой известной узницей Ивановского монастыря стала помещица Дарья Николаевна Салтыкова, прозванная Салтычихой. Она была третьей дочерью помещика Николая Артомоновича Иванова и внучкой крупного должностного лица конца 17 века. Он возглавлял Поместный приказ, а также позже ведал Иноземским, Рейтарским и Пушкарским приказами. Сначала Дарья вышла замуж за представителя знатного рода ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова. Затем она родила двух детей, мальчиков, и к 26 годам она стала вдовой. Наследство, которое оставил муж, было довольно большим. Его составляли земли в Костромской, Вологодской и Московской губерниях, а также 600 крестьян. Сама помещица жила в Москве на пересечении улиц Кузнечного моста и Большой Лубянки , на отдых чаще всего ездила в село Троицко-Подольского уезда (сейчас это место называется Теплым станом).
Доподлинно известно, что за семь лет помещица Салтыкова замучила до смерти 139 крестьян, в основном это были женщины (некоторые были девочками 11-12 лет). Причина ее ненависти нечистая уборка или стирка. Чаще всего наказания она производила сама, при этом наносила побои скалкой или палкой, или чем-либо другим, что попадалось ей под руку. Затем по ее приказанию конюхи избивали провинившегося крестьянина плетями или розгами. Бывало так, что конюхи делали это с удовольствием, забывая о том, что они сами являются такими же крестьянами. После всех мучений помещица заставляла переделывать то дело, за которое они были наказаны. Сил у крестьянок уже, конечно, не было, поэтому они делали это еще хуже, чем до побоев. Иногда бывали случаи, когда помещица была особенно «не в духе», при этом она могла выкинуть голую девочку на мороз, а затем обливать ее кипятком, брала за ухо раскаленными щипцами и так далее. Яркими примерами, которые дошли до нас в документах являются различные убийства Салтычихи. Например, убийство крестьянки Ларионовой, при этом она со злости схватила свечу и подожгла ею волосы провинившейся. Или издевательство над крестьянкой Петровой, которую загоняли в ноябре в пруд и заставляли стоять по горло в воде, если же крестьянка пыталась выйти, ее избивали и загоняли назад. Много раз крестьяне жаловались различным высокопоставленным чинам, но Салтычихе всегда все сходило с рук. Она давала неимоверное количество взяток, а знакомых у нее было не меньше, чем крестьян.
Вдова Салтыкова имела постоянного любовника, им был дворянин Николай Андреевич Тютчев, который был предком известного русского поэта. Как только Салтычиха предложила сыграть свадьбу, он отказался. Помещица в бешенстве накупила большое количество различных горючих веществ и приказала своим гайдукам спалить дом бывшего любовника. Она требовала, чтобы в огне обязательно погибли и он сам, и его невеста, но слуги не стали выполнять приказания, побоясь убивать представителя дворянского рода, за что были серьезно наказаны.
В 1762 году после очередных побоев двое крестьян сбежали от Салтычихи и отправились в Петербург, где подали жалобу Екатерине II. Этими крестьянами были Савелий Мартынов и Ермолай Ильин, они испытали все в жизни от Салтычихи, а у Ильина Салтычиха убила трех жен. Екатерина II сразу ответила на жалобу, и на помещицу было заведено дело, которое контролировалось самой императрицей. Помещица Салтыкова все отрицала, поэтому Тайная канцелярия отправила запрос на пытки, чтобы узнать правду. Правда, разрешение получено не было, молодая Екатерина была девушкой верующей, и поэтому предложила, сначала устыдить помещицу. Для этого в ее дом поселили самого праведного священника. Священник прожил в ее доме четыре месяца и все это время старался образумить ее, этого не получилось, поэтому батюшка признался, что «грех, глубоко в сердце женщины». После этого в середине мая 1764 года на помещицу было заведено настоящее уголовное дело. Расследование проводилось несколько лет, и только к 1768 году было принято решение о полном обвинении помощницы Салтыковой в убийстве большого количества людей. Ее приговорили к смертной казни, но Екатерина II решила изменить наказание на лишение Салтычихи всех ее богатств, а также лишением дворянского сословия. На этом дело не было закончено, после суда произошло расследование с целью выявления тех людей, которые покрывали преступницу. Многие из них были отправлены в ссылку, некоторые подверглись публичной порке, а саму Салтычиху 17 ноября 1768 года возвели на эшафот, стоящий на Красной площади, и подвергли казни, которая выразилась в том, что ее приковали к позорному столбу и прикрепили табличку «Мучительница и душегубшица». Через час ее перевели темницу, которая находилась в подвале под Соборной церковью Ивановского монастыря. Там она содержалась в течение 11 лет, притом из всех людей она видела только охранника, который приносил ей пищу. Случилось так, что в этой темнице она родила ребенка от своего охранника. После этого ее перевели в специальную клетку, которая находилась около стен собора на виду всех горожан. В этой клетке она провела последние 22 года своей жизни и умерла в 1801 году. Притом ее даже не стали хоронить на кладбище при монастыре, Салтычиха была похоронена на кладбище Донского монастыря. Даже в нынешние дни можно увидеть ее надгробие на том кладбище.
Практически в одно время с Салтычихой в Ивановском монастыре была еще одна узница, которую многие историки называют «русской железной маской», но об этом мы поговорим в другой раз.
Автор: Яна Волошина
28 июля 2008 г.
Да уж...монашки зажигали...И как им удавалось все успевать. И главное, не боялись!
Круто. Вот проходишь иногда мимо тех мест и ничуть не задумываешься о том, что происходило в это месте лет двести назад...какие страсти там кипели. Про женщин начитаешься - жениться не захочешь.