Улица Забелина. Продолжение. Прогулки по Ивановской Горке
Забелина улица
В 1785 году в Ивановский монастырь привезли молодую девушку, она была под конвоем, в карете с занавешенными окнами. Эта девушка была поселена отдельный домик с тремя комнатами, который был создан в восточной части монастыря око покоев игуменьи. В домик была также поселена келейница, которая занимала одну комнату, а две других заняла загадочная девушка. Ее домик стал запретным местом, служители отгоняли всех, кто интересовался, что это за дом. Окна всегда были занавешены.
После того как таинственная узница приняла постриг, она получила имя Досифии. Она была затворницей, которую не видел никто. Лицо Досифии имели право видеть только игуменья, келейница и монастырский священник. Иногда она посещала храм над Святыми воротами. Для этого специально был сконструирован помост, закрытый со всех сторон, притом это происходило только ночью, а службу в храме священник проводил только для нее одной. Ходят слухи, что на имя этой девушки из Петербуржского казначейства приходили значительные суммы, к тому же постоянно приходили деньги от неизвестных лиц, наверняка довольно влиятельных, потому что суммы были крупными. Когда Екатерина II умерла, и на престол взошел Александр I, режим заточения этой девушки в монастыре несколько смягчился, и ее иногда стали посещать люди. Чаще всего к ней приходил московский купец Шепелев, именно в это время, вероятно, и был написан ее портрет неизвестным живописцем. После смягчения режима Досифея стала больше общаться с близкими людьми, притом иногда она даже упоминала свое мирское имя – Августа. В частности, это имя было услышано одной девушкой по имени Гликерия Головина, которая внушила доверие Досифее, они много общались, хоть Гликерия и не была послушницей, она только училась здесь. До нас дошли воспоминания Головиной, которые были опубликованы в газете ее внуком Смагиным в 1865 году. По словам, которые были опубликованы в газете, можно сказать, что Досифея или Августа, как ее называли до монастыря, часто говорила о письме, которая хранила много лет, и сильно сожалела о том, что ей все-таки пришлось его сжечь. К тому же, в тех же воспоминаниях рассказывалось о медальоне с портретом императрицы, который постоянно носила эта девушка.
|
Досифея умерла в феврале 1810 года. Ее похороны были грандиозным событием, люди совершили печальное шествие по Солянке к Таганской площади, а затем к Новоспасскому монастырю к усыпальнице Романовых. Движущийся катафалк был окружен монахинями в черных одеждах, а также присутствовал епископ. За катафалком двигалась целая вереница различных карет и санок. На отпевании девушки присутствовала вся знать, включая главнокомандующего Московского гарнизона графа Гудовича. Здесь также присутствовали генералы в парадной форме и с орденами и множество других вельмож. Несмотря на то, что похороны стали почти королевскими, ее могила находилась справа у ворот возле монастырской стены, и даже на надгробной плите было написано имя Досифея, а не имя, которое было дано ей при рождении. Прошло сто лет и над могилой, где была похоронена Досифея, возвели небольшую часовню, правда, в нынешнее время от нее мало что осталось.
Так кто же была эта загадочная девушка? Почему ее похоронили, не как всех монахинь при Ивановском монастыре, а отвезли в Новоспасский, где находится фамильная усыпальница российского царственного рода? Историки предлагают нам ответ на эти вопросы. По их словам, затворницей была внебрачная дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского Августина, которая была основной наследницей российского престола. Права на престол у нее были полные, если бы эта девушка не пропала из истории, то, скорее всего, на престол бы не взошла Екатерина Великая. Именно по этой причине Екатерина II дала приказ, разыскать Августину, а также некую княгиню Тараканову, за которую выдавала себя дочь Елизаветы. На самом деле, фамилией Таракановой она никогда не пользовалась, зато у нее было множество других европейских имен, которые она постоянно меняла, пока, в конце концов, не стала царицей Елизаветой. Из-за того, что у нее было так много имен, никто так и не узнал ее настоящего имени, о котором она никогда не говорила. Возможно, она и сама точно не знала своего происхождения, просто искренне верила в то, что приходится дочерью Разумовского и Елизаветы. Хотя можно рассмотреть и то, что возможно она была просто авантюристкой, которая желала жить в роскоши и комфорте, и поэтому придумала историю о наследии императрицы. Тем не менее, в феврале 1775 года она была поймана в Италии при участии графа Орлова, а затем перевезена в Россию и была заточена в Петропавловскую крепость.
Существует история, что загадочная княжна Тараканова погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге по причине того, что ее просто забыли в тюремной камере. Правда, эта история, наверняка, берет свое начало от картины Фавицкого, который написал момент наводнения и гибели этой девушки. На самом деле княгиня Тараканова умерла более банально. Смерть наступила от чахотки в тот же год в начале декабря.
Истинную Августину Тимофеевну Тараканову нашли лишь через 10 лет после смерти, ее обманным путем привезли в Москву и поместили в Ивановский монастырь. Правда, вопрос о том, была ли эта девушка действительно дочерью умершей императрицы. Официальных данных о рождении этой девушки не осталось. Единственное, что известно о ее детстве то, что до 11 лет воспитывалась в России. Затем ее отправили в Голландию, где и потерялись ее следы. Считается, что Елизавета Петровна, хотела выдать ее замуж за Петра Августина Голштейн-Бекского. Последнее, что о ней осталось, это портрет неизвестного художника, сделанный в Ивановском монастыре. На обратной стороне портрета есть интересная надпись: принцесса Августина, которая была пострижена в Ивановском монастыре. Получается, что художник знал, что настоящее имя девушки. Имя Августины также упоминается в святцах, притом 24 ноября. Это дата, когда после дворцового переворота на престол взошла Елизавета Петровна. Есть еще один факт, о котором знают немногие, что через год после коронования произошло тайное обручение, а затем венчание Елизаветы с графом Разумовским. Возможно, родители дали своей дочери имя святой, которая помогла императрице взойти на престол. К тому же, как говорилось выше, похороны Августины были очень пышными, как будто она на самом деле имеет отношение к царствующему роду. В результате, получается, что Досифея была истинной княгиней Таракановой, которую Екатерина II, заточив в Ивановском монастыре, полностью оградила от российского престола.
Давайте вернемся к Ивановскому монастырю. Досифея была похоронена в 1810 году, прошло два года и французы попали на Россию. Это было страшным временем для всей Москвы, не обошло это и Ивановский монастырь. Игуменья успела отправить часть сокровищ вместе с монахинями в Вологду до прихода французов в столицу. В монастыре остались некоторые старицы и игуменья, которые не пожелали покинуть родной монастырь. После этого был пожар 1812 года, который не пощадил Ивановский монастырь. Он был сожжен дотла. Французы ушли из Москвы, но монастырь решили не восстанавливать, по решению Синода в 1813 году он был упразднен. Соборная церковь перешла в Никитский сорок, предварительно, став приходской. В остальных оставшихся зданиях были размещены различные конторы и квартиры для служащих типографии при Синоде.
В 1859 году император Александр II дал разрешение на восстановление Ивановского монастыря. Тут же вдова полковника Макарова-Зубачева выделила необходимые для реконструкции средства, а также дополнительные средства на строительство новых зданий. Правда, она быстро скончалась (в 1858 году), не увидев обновленного монастыря. После нее строительство взяла в свои руки купчиха М.А. Мазурина. Сначала она решила полностью сменить всех, кто здесь служил, и выгнала священника и служащих. Затем, решив, что лучше построить новый монастырь, она отправила под снос все оставшиеся постройки, возвела вокруг территории забор. На этом дело и остановилось. Она упорно отказывалась продолжать постройку, не объясняя причин. Наверное, она просто была суеверной, а народное поверье гласит, что первый покойник храма – это его создатель. Тем не менее, в октябре 1879 года был освящен главный собор, рядом открылась больничная церковь, которая была посвящена праведнице Елизавете. Архитектор М.Д. Быковский приготовил проект будущего монастыря, и строительство продолжилось. В результате постройки перед людьми предстал великолепный комплекс зданий, который и стал новым монастырем. Весь монастырь был объединен в один архитектурный ансамбль, окруженный каменной оградой, центром которого стал огромный собор. Также при монастыре было организовано церковное училище для сирот, иконостасная школа для сестер монастыря, ясли для подкидышей, а также больница для монахинь всей Москвы. В этой больнице во время войны с Турцией был создан госпиталь для раненых и открыта духовная библиотека.
В 1908 году во владение монастыря перешел хутор Черенцово, находящийся около Химок, а вместе с ним деревянная церковь Сергия Радонежского, церковная школа и большая площадь лесов. В 1918 году Ивановский монастырь был закрыт, он стал одним из первых в Москве. Его помещения перешли под концлагерь ВЧК-ОГПУ-НКВД (Ивановский особый концентрационный лагерь принудительного труда, таких лагерей еще несколько в различных монастырях, содержались здесь только белогвардейцы, а также сочувствующие им люди). Позднее здание стало филиалом Таганской тюрьмы. Затем здесь стала располагаться заочная юридическая школа НКВД-МВД. Притом в надстроенном корпусе, который раньше занимал настоятель, расположили криминалистическую лабораторию. Именно здесь летом 1941 года готовились и отсюда отправлялись диверсионные подразделения истребительного мотострелкового полка УНКВД Москвы и Московской области, которые формировались исключительно из добровольцев. Сейчас в центре комплекса находится прекрасный памятник в виде пятиметрового меча в память партизанам, подготовленным здесь. Война закончилась, и в 80-х годах 20 века в центральный собор переместился архив Московской области, восточный корпус занял «Мосэнерго», а в домах, находящихся на территории монастыря находилась швейная фабрика и жилые квартиры.
И по сей день, некоторые здания заняты Юридическим университетом МВД РФ, а некоторые здания в 1992 году были переданы Братству Святого князя Владимира.11 октября 2000 года случилось величайшее событие, Священный Синод принял решение об открытии Ивановского монастыря. После того знаменательного дня в церкви Елизаветы, снова стали проводиться богослужения, а у стен монастыря появился ларек с церковной утварью. В советские времена почти все здания сильно пострадали, их несколько раз перестраивали и надстраивали, но реконструкционные работы сейчас ведутся и можно надеяться на то, что скоро мы снова сможем увидеть все великолепие Ивановского монастыря. Уже сейчас в монастыре есть две святыни, а именно мощи Иоанна Крестителя и Смоленская икона Божьей Матери.
Автор: Яна Волошина
28 июля 2008 г.
. , .