Радонеж

Радонеж
Радонеж
В одной из детских повестей Анатолия Рыбакова «Бронзовая птица» описана мистическая история про стрельцов Хованских, отца и сына, заподозренных в измене. Отец князь Иван Хованский тогда командовал опальными стрельцами, которых после казни их предводителя насильно заставили принять присягу верности Софье в Кремле. Им по приказу Софьи (сестры Петра I) отрубили головы. Казнь проходила на холме в селе Воздвиженское недалеко от Радонежа. Холм это теперь зовется Убогой горой. Все происходило в день именин Софьи, в середине сентября 1682 года.
Жестокость подобных наказаний заключалась в том, что тела убитых не хоронили, как положено, а просто скидывали в болото, расположенное у деревни Голыгино. Потом поговаривали, что призраки казненных Хованских выходили на дорогу и просили прохожих и проезжих похоронить их тела по-людски. Они кланялись людям и снимали отрубленные головы как шляпы. Потом вместо призраков рассказывали про стон лешего, а позже исчезли и сказания о нем. Можно предположить, что казенных все-таки похоронили, т.к. на плане село с Убогой горой, где расположены «могилы» стрельцов, нарисовано с кладбищем. Чтобы добраться от Радонежа до села Воздвиженского нужно всего лишь перейти через магистраль, а потом пройти древнее поселение, находящееся на Старо-Ярославском шоссе. До Сергиева посада от шоссе 13 км. Недалеко от села находится урочище, где в XII – XIII веках был языческий жертвенник. Об этих местах еще упоминал географ и путешественник П. П. Семенов – Тянь Шанский. Первые упоминания о селе Воздвиженское относятся к 70-ым годам XV века, оно тогда и вплоть до XVIII века было дворцовым селом. А урочище теперь известно под названием Белые Боги. Село Воздвиженское было названо в честь построенного там в 1840 году каменного храма во имя Воздвижения Животворящего Креста по приказу тогдашнего владельца села, отданного в 1838 году. Храм был возведен недалеко от стоявшей там деревянной церкви, построенной еще при Сергие Радонежском. Архитектором был Ф. Шестаков, который, согласно легенде, на месте языческого капища поставил крест собственноручно, а уже потом, через некоторое время, была возведена церковь. Раньше в этих краях был еще и Путевой дворец, который из-за того, что у села постоянно менялись владельцы, не сохранился. Его построили еще при князе Московском Василии III в первой четверти XVI века по приказу деда Софьи и Петра Михаила Романова. Дворец был построен надежно, из прочного кирпича, с расчетом на то, чтобы выдержать осады и пожары. В подвалах дворца, согласно легендам, находился подземный ход, которым в случае опасности могла воспользоваться царская семья. Нежданная опасность в те времена могла настигнуть их в любую минуту. Софья довольно часто останавливалась в деревянном храме, чтобы отдохнуть и помолиться. Это было довольно тихое место, село располагалось по дороге из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру (нынешнюю Троицу). Через Воздвиженское проходили тысячи богомольцев, поэтому Софья и выбрала его для проведения показательной казни стрельцов, названной «Хованщиной». Но она и предположить не могла, что Путевой дворец спустя всего лишь семь лет послужит местом, где ее надежды рухнут. Из истории... Происходящие в 1682 году недовольства среди горожан отразились и на стрельцах. Им было снижено жалование, их лишили многих привилегий. К выступлению против самодержавного строя подтолкнула стрельцов происходящая борьба за власть между Нарышкиным и Милославским. Именно в эту борьбу ввязались и князья Хованские, пытаясь завладеть престолом. Они смогли захватить Кремль, при этом было убито много бояр, в число которых попали государственный канцлер Артамон Матвеев и Юрий Нарышкин, дядя Петра I и Софьи. Однако, не смотря на все усилия, престол достался царевне Софье, а Иван Андреевич Хованский стал возглавлять стрелецкое войско. Получив эту должность, и будучи ловким политиком и демагогом, он стал угрожать, что поднимет свое войско на новое восстание. В день именин Софьи все в том же 1682 году московские бояре поехали на праздник с поздравлениями, покинув Воздвиженское. Князь Хованский с сыном Андреем тоже решили поздравить правительницу, даже не догадываясь и предстоящей участи. Их по пути в селе Пушкино застиг врасплох князь Лыков, посланный Софьей с приказом схватить их и доставить в Воздвиженское в Путевой дворец. Там, на площади у большой московской дороги их и казнили через отсечение головы, не дав сказать ни слова в свое оправдание. Их тела было велено не хоронить, поэтому они были просто затоптаны в болоте на береге Вори возле деревни Голыгино. Совсем скоро появились легенды и призраках Хованских, выходящих на дорогу по осени из болота и умоляющих прохожих похоронить их тела, при этом они снимают шапки вместе с отрубленными головами. Избежать казни смог только сын Хованского Иван, сбежав от караула. Он возглавил и поднял на очередное восстание стрельцов, названное «Хованщиной». Но добиться восстанием ничего не удалось, его подавили, Иван Хованский младший был выслан, а самые решительные стрельцы были казнены. Достигнув семнадцати летнего возраста, Петр предъявил свои права не престол и начал борьбу за него с сестрой Софьей. Петр нашел укрытие в стенах Троицкого монастыря, куда потянулись за ним его сторонники, стрелецкий полк во главе с Л. П. Сухаревым, чье имя увековечили полки, сверстники молодого царя в названии Сухаревской башни. Софья пыталась поднять восстание против Петра, но попытки сделать это оказались неудачными. Когда она решила поехать на переговоры с Петром в Троице-Сергиеву Лавру, то в Воздвиженском сделала остановку в Путевом дворце, пытаясь уговорить Петра вернуться в Москву. Но Петр не только отказался ехать в Москву, но еще и отказал во встрече с Софьей в Лавре и отослал ее саму в Москву. Специальные люди царя доставили Софью в Новодевичий монастырь, где ее постригли в монахини под именем Иноки Сусанны. Все эти события хорошо раскрыты в романе А. Н. Толстого «Петр Первый». В нынешние времена московские волхвы строго раз в год собираются под древним дубом, который растет в районе Радонежского. Никто никогда не знал, сколько их и кто они такие вообще. Они ни с кем не разговаривают, и вообще в контакт с местным население не входят. Услугами местных магазинов и прочих заведений не пользуются, что говорит о том, что все необходимое у них всегда с собой.

30 июля 2008 г.

  • 23 ноября 2024 г.

    . , .

 

e-mail - . e-mail .
e-mail