Петроверигский переулок. Дом Боткиных. Прогулки по Ивановской Горке

Петроверигский переулок. Дом Боткиных. Прогулки по Ивановской Горке
Петроверигский переулок. Дом Боткиных. Прогулки по Ивановской Горке
Давайте вернемся к усадьбе, в которой жил Иван Петрович Тургенев. После его смерти в 1807 году сыновья жили в Петербурге, поэтому через год московский дом был продан первостатейному купцу Христиану Фе, а во время пожара 1812 года усадьба сгорела, и отстроена была только через несколько лет. Через некоторое время она была выставлена на аукцион, и в октябре 1832 года ее купил московский купец первой гильдии Петр Кононович Боткин, который также был из основоположников чайного дела в России. И вот в этот дом вселилась очередная семья, которая сыграла важную роль истории русской культуры.
 
П.К.
Боткин начал торговать чаем еще во времена правления Екатерины Великой, и к началу 19 века уже стал известным поставщиком китайского чая в России. Через год после его смерти, в 1854 году, был организован Торговый дом «Петр Боткин и сыновья», этот торговый дом стал одним из первых завозить в Россию кантонский чай. Завозили его через Одессу или Польшу, которая тогда была частью Российской империи. Также «Петр Боткин и сыновья» занимались продажей цейлонского и индийского чая. Торговый дом имел свое представительство в Лондоне. И уже в 1869 году ими была создана чаеразвесочная фабрика в Москве. Давайте поговорим более подробно о семье Петра Боткина.
 
Василий Петрович Боткин, который быть старшим сыном, стал известным писателем и критиком. Он закончил частный пансион В.С. Княжева, затем занялся самообразованием и заинтересовался искусством и философией. В 30-е годы 19 века Василий Боткин начал издаваться и вступил в литературные кружки Н.С. Селиванского и Н.В. Станкевича. В них он сблизился с Виссарионом Григорьевичем Белинским. Получив от него приглашение, Василий начал работать в журнале «Телескоп» и газете «Молва» в качестве очеркиста и рецензента, а позже и в журнале «Московский наблюдатель». Позднее в 40-х годах Боткин стал близко общаться с А.И. Герценом, Т.Н. Грановским и Н.П. Огаревым и активно участвовал в «Отечественных записках». В них он поместил несколько статей об искусстве и произведениях иностранной литературы, а затем и в известном «Современнике», где напечатал свое произведение «Письма об Испании». Это произведение привлекло огромное внимание, поэтому оно было издано отдельно в 1857 году. Василий Боткин женился на француженке с Кузнецкого моста. Это брак был удачным, и о нем написал Герцен в своем очерке «Базиль и Арманс». Василий Петрович Боткин скончался в 1869 году, по его завещанию приличная сумма перешла на нужды научных и художественных учреждений.

Прогулки по Ивановской Горке

Большой Спасоглинищевский переулок

Большой Спасоглинищевский переулок. Продолжение

Улица Забелина

Улица Забелина. Продолжение

Старосадский переулок
Старосадский переулок. Продолжение
От Старосадского до Маросейки
Петроверигский переулок. Усадьба Тургеневых
Петроверигский переулок. Дом Боткиных
Петроверигский переулок. Окончание
От улицы Покровка до Колпачного переулка
Колпачный переулок
Колпачный переулок. Продолжение
От Колпачного до Хохловского
Хохловский переулок
Большой Трехсвятительский переулок
Малый Трехсвятительский переулок
Подкопаевский переулок
 
Второй сын, Николай Боткин, практически всю свою жизнь путешествовал. Он был знаком с Н.В. Гоголем и художником А.А. Ивановым, но познакомился с ними в Риме. Самые теплые отношения у него сложились с Гоголем, который его называл «хорошим малым». К тому же в 1840 году Николай спас от смерти сильно заболевшего писателя. Произошло это в Вене, он нашел Гоголя, когда тот страдал от очень серьезной лихорадки. Он забрал его из гостиницы и расположил у себя, долго выхаживал, а потом забрал его вместе с собой в Рим. Николай Боткин умер неожиданно, в результате несчастного случая. Это трагическое событие произошло в Будапеште, в мае 1869 года, когда он возвращался на родину из далекого путешествия по Египту, Сирии и Палестине.
 
Дмитрий Боткин, также как и отец занимался чаем, и был совладельцем торгового дома «Петр Боткин и сыновья» вместе со своим братом Петром. Сначала он закончил пансион Эннеса, который считался в те времена самым, там он овладел не только общими знаниями, но и французским и немецким языком. Притом уже при окончании он, как один из самых старших в семье, участвовал в торговле чаем. В своей молодости он заинтересовался коллекционированием картин и скульптур, поэтому до самой смерти занимался собиранием различных предметов искусства. Началом этому увлечению послужило то, что в 1859 году старший брат Василий подарил ему несколько картин. В результате, к концу своей жизни он стал одним из самых известных знатоков и коллекционеров произведений искусства. Основной частью его коллекции являлись произведения живописи немецкой и французской школы, которые сравнивали с коллекцией в Третьяковской галерее и коллекцией К.Т. Солдатенкова. Дмитрий Боткин был одним из первых в России, кто оценил по достоинству произведения Курбе, Милле, Коро, чем намного опередил академическую культуру своего времени. В 1862 году он покинул дом в Петроверигском переулке и переехал на Покровку, к тому моменту он уже стал почетным гражданином и купцом первой гильдии. Затем Дмитрий перевез туда и свою огромную коллекцию. В 1877 году он поступил на должность председателя Московского общества любителей художеств, где и служил до самой смерти. Его коллекцию разделили два его сына, Сергей и Петр. Первый забрал свою половину в Париж, а второй (чья половина на 1907 год составляла 130 произведений) остался в России и после своей смерти большую часть наследовал Музею изящных искусств.
 
Петр Петрович Боткин, после того как умер отец, возглавил торговый дом. Торговый дом развивался, бизнес шел под его руководством просто великолепно, и вскоре торговый дом превратился в товарищество. Петр представлял собой типичного представителя московского купечества нового поколения. Он очень сильно любил Москву, поэтому за границу выезжал крайне редко. В общество практически не выходил и даже к своим родственникам только забегал, никогда не оставаясь и на час. Петр Боткин отличался тонким и саркастическим умом и был старостой в церкви Успения на Покровке, а заодно старостой в Архангельском соборе. Позже он стал старостой и в новом храме Христа Спасителя.
 
Сергей Петрович Боткин стал знаменитым терапевтом, основоположником научной клиники внутренних болезней в России и общественным деятелем. Родился Сергей в 1959 году на Земляном валу. Детство провел в Петроверигском переулке в доме отца. Свое начальное образование он получил, как и отец, в пансионе Эннеса. Подвергшись влиянию людей, состоявших в кружке Станкевича, он решил подать документы на поступление в Московский университет, но, к сожалению, в 40-х годах 19 века набор на всех факультетах был ограничен, и только на медицинском нашлись места, куда он и поступил. В 1855 году он окончил университет, и тут же был послан на войну, где работал в бахчисарайском лазарете великой княгини Елены Павловны, где в то время руководителем был Н.И. Пирогов. После того как война закончилась, получив прекрасные рекомендации от Пирогова, он отправился за границу. Сначала он работал в Париже под руководством Клод-Бернара, в Берлине – в клиниках известного профессора Траубе, в патологоанатомическом институте Вирхова и, наконец, в лаборатории Hoppe-Seyler’a.
 
Затем Боткин вернулся в Россию, где поступил на должность преподавателя в медико-хирургическую академию, через некоторое время он стал руководителем терапевтической клиники Вильде, заменив профессора Шипулинского. В начале 60-х годов Боткин стал членом медицинского совета министерства внутренних дел и военно-медицинского ученого комитета, а в 1873 году – лейб-медиком. Именно в это время он был выбран председателем общества русских врачей в Санкт-Петербурге. Сергей Боткин также отлично себя проявил на месте гласного петербургской городской Думы. В 1886 году Боткин получил должность председателя комиссии по вопросу о санитарном состоянии России. Эта комиссия собрала огромный материал по санитарному состоянию России в то время. Боткин хорошо относился к врачебным курсам для женщин, и как только они закрылись, стал хлопотать о том, чтобы их снова открыли при одной из больниц. Для поднятия женских курсов Боткин отдал наследство Кондратьева, который оставил приличную сумму на любую благотворительную цель. Смерть его настигла в декабре 1889 года в Ментоне, это произошло из-за болезни печени, которая осложнилась болезнью сердца. Все учреждения, где работал Боткин, постарались сделать так, чтобы его имя еще долго не было забыто. Его именем названа городская больница, основанная им, также Общество русских врачей создало приют для престарелых врачей в Санкт-Петербурге, где ежегодно проводится заседание в память о Боткине.
 
Михаил Боткин стал довольно известным художником. Притом сначала он получал воспитание дома под руководством своего старшего брата Василия Петровича, а уже после этого поступил в гимназию. После окончания гимназии, в 1856 году, он поступил в Академию Художеств. Здесь он активно занимался художественным искусством под руководством Завьялова и Бруни. После этого он отправился за границу, где прожил несколько лет в Германии, Франции и Италии. Именно за границей он познакомился с большим количеством русских живописцев, и, в частности, с Александром Ивановым, творчеством которого восхищался всю свою жизнь.
 
После возвращения в Россию Боткин выставил две картины в Академии Художеств. Это были «Вакханка с тамбурином» и «Плач на реках Вавилонских», за которые был удостоен звания академика. Также очень много он занимался гравированием крепкой водкой. Михаил Боткин, также как и брат, был коллекционером и меценатом, наверное, даже самым известным в этой области среди своих братьев. Его уникальная коллекция произведений прикладного искусства состояла из произведений античного, византийского, древнерусского, готического и ренессансного искусства. Эта коллекция была серьезным конкурентом даже европейским галереям и частным собраниям.
 
Михаил почти 50 лет собирал различные предметы художественной старины. Он по много лет жил за границей, особенно в Италии, и приобрел там большое количество произведений искусства. Было в собрании несколько очень редких картин мастеров: Пентуриккио, Боттичелли, Андреа Монтенья. Важной частью его коллекции – это «Ивановское собрание», которое насчитывало более ста картин его любимого живописца, эти картины были настолько редкими, что ему завидовали даже Солдатенков и Третьяков.
 
В 1880 году на собственные средства Михаил Боткин издал книгу «А.А. Иванов. Его жизнь и переписка», которая сыграла очень важную роль в истории русского живописного искусства, как первая монография этого известного русского художника. Вся коллекция Михаил Петровича находилась в его петербургском доме на Васильевской набережной, на нижнем этаже особняка. Притом большую часть занимали картины А.А. Иванова. Эта своеобразная галерея была общедоступной, любой желающий мог прийти в воскресенье и посмотреть выставку. Его дом всегда был открыт для молодежи, и в свои студенческие годы здесь бывали А. Блок и Любовь Менделеева. После смерти Боткина его коллекцию во время Первой Мировой войны постигла ужасная участь. Этюды из этой коллекции были проданы Русскому музею, а остальная часть была передана на хранение в Эрмитаж. После Октябрьской революции все было конфисковано государством.
 
У Петра Кононовича Боткина было пять дочерей. Старшая из дочерей, Екатерина Петровна, в 1851 году вышла замуж за старообрядца Ивана Васильевича Щукина, который был известным фабрикантом Москвы. У них было много детей, пять дочерей и пять сыновей. Все сыновья по наследству получили огромную любовь к искусству и стали известными коллекционерами и меценатами. Самыми известными из них были Сергей, который стал обладателем знаменитого собрания нового французского искусства, и Петр, который собрал великолепную коллекцию русской старины, отданную потом им в Исторический музей. Через женскую половину рода Боткины связаны со многими не только купеческими, но и дворянскими родами, а также с интеллигенцией Москвы и Петербурга. В 1857 году состоялась свадьба между одной из сестер Боткиных, Марией Петровной, и известным поэтом Афанасием Фетом, который также был помещиком и владельцем усадьбы в Орловской губернии. Младшая дочь П.К. Боткина, Анна, вышла замуж за П.Л. Пикулина, известнейшего профессора в Москве и доктора медицины. Пикулин состоял в кружке Грановского и был знаком со многими известными меценатами и коллекционерами, особенно с Солдатенковым. Собрания в доме Пикулина оставили большой отпечаток на истории искусства Москвы.
 
В конце 19 века хозяйкой усадьбы Боткиных была дочь Петра Петровича Анна. Она жила в ней вместе со своим мужем купцом Андреевым, который был директором товарищества «Петр Боткин и сыновья». Другая дочь П.П. Боткина, Вера, в 1887 году сыграла свадьбу с Н.И. Гучковым, который затем стал московской городской головой и общественным деятелем. Н.И. Гучков был также братом известного политика 20 века А.И. Гучкова. К 1917 году Н.И. Гучков возглавлял товарищество «Петр Боткин и сыновья» и полностью владел домом. Во времена советской власти в бывшей усадьбе находились различные конторы, к примеру, Московский совет по туризму и экскурсиям.
 
Автор: Яна Волошина

31 июля 2008 г.

  • Ян.
    9 февраля 2009 г.

    Кто автор статьи?

  • без имени
    2 августа 2008 г.

    Интересно то,что практически в каждом старинном доме в Москве проживал, родился или умер какой-то известный человек. То ли знаменитостей так много, то ли домов так мало...непонятно. но за прогулку - спасибо. интересно, хотя и утомительно про всех членов семьи читать. но может кому и нравится...

  • 1 
 

e-mail - . e-mail .
e-mail