От улицы Покровка до Колпачного переулка. Прогулки по Ивановской Горке
Прогуляемся немного по улице Покровке и свернем в Колпачный переулок, который получил свое название по ремесленнической слободе, в которой делались головные уборы (колпаки). В 17-18 веках здесь жила аристократия, но давайте начнем прямо с начала улицы.
Дом № 1 был создан полковником А.Н. Озеровым в 1802 году. В 30-х годах 19 века на первом этаже этого дома располагалась аптека Миндера. Во второй половине 19 века дом и прилегающий к нему участок сменил владельца, его хозяином стал Молчанов, который много лет был старостой церкви Троицы в Грязея (она располагалась на Покровке напротив Колпачного переулка). По историческим данным известно, что дом был украшен скульптурами И.П. Витали. В конце 19 века дом с участком был приобретен Оловянишниковыми.
Дом № 3в середине 18 века принадлежал фабрикантам Колосовым, а сейчас отреставрирован и перестроен. Взглянем на другую сторону улицы. На месте нынешнего дома № 2 в конце 18 – начале 19 веков стоял деревянный кабак, который назывался «Колпашным». По соседству по Покровке было создано двухэтажное здание специально для купца А.С. Ушакова, а в 1804 году дом Ушакова занял и территорию бывшего кабака.
Далее видим дом № 4, который построили в 18 веке, позже в 1906 году он был перепланирован, а также добавились два этажа по проекту архитектора К.К. Гиппиуса. В то время здесь находилась женская гимназия, в которой учились Ольга Шульц (будущая артистка Ольга Андровская) и сестры Каган, которые потом стали известными под именами Лиля Брик и Эльза Триоле. Затем при советской власти здесь открыли общеобразовательную школу, где учился бард Александр Галич. Рядом с гимназией стоит аккуратный двухэтажный домик, который был создан по проекту архитектора Л.Н. Кекушева в 1902 году.
|
Напротив гимназии стоит красивое здание, которое чем-то напоминает средневековый замок (ныне дом № 5). Оно было создано в 1900 году по проекту архитектора К.В. Треймана по заказу барона Андрея Львовича Кнопа. Его отец, Лев Герасимович Кноп, был купцом первой гильдии, хотя родился в Бремене и лишь в 1939 году переехал в Россию. Его торговый дом, называвшийся «Людвиг Кноп» с 1846 года начал заниматься поставкой английских текстильных машин для российских фабрик. Торговый дом был хорошо организован и имел довольно широкий выбор, поэтому даже несколько английских заводов, выпускавших эти машины, работали исключительно на него. Позже Кноп стал монополистом также и на российском текстильном и хлопковом рынке. Он стал учредителем Товарищества Кренгольмской мануфактуры, Товарищества Екатерингофской бумагопрядильной мануфактуры, Товарищества Измайловской мануфактуры, а также учредителем и директором Московского страхового от огня общества. Именно за свою активную коммерческую деятельность он и получил почетный титул барона. Сыновья Кнопа, Андрей и Федор, продолжили дело отца и также успешно занимались коммерцией, а позже в начале 20 века занялись банковскими делами. Андрей Львович со временем стал членом совета Московского торгового и Московского ученого банка. К тому же, он был членом в Центральном комитете праволиберального «Союза 17 октября». Федор Ильич стал членом правления товарищества Даниловской мануфактуры и некоторых банков.
Пришла Октябрьская революция, и после ее окончания особняк был передан государственным учреждениям. В 20-х годах 20 века здесь находилось представительство Украинской ССР, позже – Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР. Здесь работал революционер и государственный деятель Г.М. Кржижановский, который также был соратником В.И. Ленина. После этого до 1991 года в этом здании находился Московский городской комитет ВЛКСМ, который был штаб-квартирой московских комсомольцев.
Он примечателен тем, что в октябре 1941 года отсюда на фронт была отправлена Зоя Космодемьянская, ученица десятого класса. Эта девушка восемнадцати лет от роду добровольно ушла на фронт, где вошла в состав диверсионно-истребительного отряда. Военное обучение она окончила в разведшколе Западного фронта, которая находилась в районе станции Кунцево. Затем около деревни Обухово она перешла линию фронта вместе с группой комсомольцев. Космодемьянская очень быстро освоила это «занятие» и дважды проходила линию фронта, каждый раз, успешно выполняя задание. Ее диверсионная группа занималась тем, что минировала дороги, подрывала технику, уничтожала склады с боеприпасами, горючим и продовольствием. Исторические документы говорят, что в ноябре 1941 года она была взята в плен, а затем после пыток казнена. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной получившей звание Героя Советского Союза и ставшей героиней пропагандистской компании. Правда, существует еще одна версия ее смерти. По словам местных жителей, Зоя не была взята в плен немцами, а была поймана крестьянами, которые были в бешенстве о того, что она поджигает их дома и надомные постройки. Затем крестьяне отвезли ее в комендатуру, которая располагалась в другом селе, ведь в том селении, где ее схватили, немцев не было. После ее освобождения большинство жителей этой деревни были вывезены, куда их отправили не известно до сих пор.
В 2002 году «Московский комсомолец» опубликовал интересную статью Марины Гридневой, которая утверждает то, что она попала в плен в результате предательства друга по разведшколе Василия Клубкова, который сдался немцам в селении Петрищево во время попытки поджечь дома. Последний интересный момент состоит в том, что перед началом войны Зоя лежала в клинике, где встречалась с известным писателем Аркадием Гайдаром. Притом он там лечился от алкоголизма, а Космодемьянская – от шизофрении.
На том месте, где погибла девушка, после войны был построен мемориал, который после распада СССР пришел в ужасное состояние. К тому же, вряд ли нынешняя молодежь знает, кто такая Зоя Космодемьянская. Раньше на доме № 5 висела ее мемориальная доска, которой больше нет, а в том здании, откуда она ушла на фронт, сейчас располагаются компании популярного олигарха Михаила Ходорковского, из-за чего это здание получила неофициальное название «Дом приемов ЮКОСа».
Соседний дом № 7 ранее был во владении брата А.Л. Кнопа – Федора Львовича. Его основание произошло в 18 веке, но 1869 году он был сильно перепланирован по проекту архитектора Б.В. Фрейденберга. В нем сейчас располагается большое количество различных контор и офисов.
Дом № 9 был создан под руководством архитектора В.Д. Глазова по заказу Григория Юргенсона, который был сыном московского нотоиздателя П.И. Юргенсона. Его нотопечатная фабрика находилась совсем рядом, в Хохловском переулке. При советском правительстве здесь находилось представительство Якутской АССР. К тому же, в середине 19 века на территории дома № 9 проживал собиратель русских сказок А.Н. Афанасьев.
Архитектору Глазову принадлежит проект и следующего дома № 11, который был создан в то же время в 1912 году по заказу известного врача-окулиста К.В. Снегирева, который был женат на одной из дочек П.И. Юргенсона. Константин был сыном известного гинеколога и имел множество званий: доктор медицины, коллежский секретарь и приват-доцент Московского университета. Здесь у него была амбулатория, где он принимал своих пациентов, а собственно его больница находилась в здании по Хохловскому переулку, которое не сохранилась до наших дней. Эту клинику можно отметить также тем, что, будучи подростком, в ней лечился Михаил Шолохов, который очень долго лечился до того, как попал в эту клинику.
Шолохов также привел в эту клинику своего героя и друга казака Донского полка Григория Мелехова, который прибыл в Москву, чтобы вылечить травму глаза, полученную в бою. После окончания Октябрьской революции К.В. Снегирев не выехал из этого дома и также заведовал глазной клиникой. В благодарность Шолохов описал своего бывшего врача на страницах романа.
Со временем здание было передано под коммунальное жилье, а затем в 1948 году министр государственной безопасности СССР и руководитель СМЕРШа В. Абакумов, выселил из этого дома 16 семей и сделал из него свою личную квартиру. К тому же, на ремонт и оборудование этой квартиры из министерства незаконно была потрачена крупная сумма средств. Перепланировка квартиры проводилась по проекту архитекторов Рыбацкого и инженера Филатова, и часть редких строительных материалов прибывала из неизвестного источника. Побоявшись уголовной ответственности за такое преступление, Абакумов весной 1950 года отдал приказ полностью уничтожить всю бухгалтерию первого отделения Управления делами министерства. Это отделение заведовало всем хозяйственным обслуживанием высшего состава министерства. К сожалению, прожил он в особняке недолго, и в июле 1951 года его арестовали по подозрению в сокрытии «сионитского заговора» в МГБ СССР, а по прошествии трех лет был казнен, путем расстрела. Дом же был передан КГБ и стал явочной квартирой. После развала Советского Союза здесь стал размещаться Центр по общественным связям Службы внешней разведки РФ, который находится здесь и по сей день.
Автор: Яна Волошина
31 июля 2008 г.
Они молчат до тех пор, пока кто-нибудь (любой любознательный) не заинтересуется их судьбой. И тогда они заговорят.Жалко, что таких домов все меньше и меньше остается в Москве. Покровке и прилегающим переулкам еще есть о чём рассказать...
Вот стоят старинные здания и молчат! А сколько они бы могли рассказать нам, если бы умели говорить! Сколько событий они видели, сколько любви, печали, горести...Человеку трудно было бы все это увидеть и вынести, а они могут...