Хохловский переулок. Прогулки по Ивановской Горке
Пройдя еще чуть дальше, за следующим поворотом можно увидеть церковь светлого кирпича – дом номер 12. построенный в Хохловке на месте старинной деревянной церкви первой половины семнадцатого века, храм воздвигнут во имя Святой Живоначальной Троицы. Поговаривают, что первая церковь была поставлена матерью царя Михаила Романова- инокиней Марфой. Храм строился то ли в честь пребывания ее с сыном в Троицком монастыре в 1618 году, то ли в восстановление ее сына на царство в Ипатьевском Троицком монастыре в 1613.
Новое здание церкви было построено на средства жены окольничего Ильи Ивановича Чирикова – Евдокии Чириковой в девичестве Лопухиной, в стиле так называемого московского барокко. По упоминанию историка Малиновского – тогдашнего начальника архива иностранных дел, храм был заложен после смерти ее дочери Неонилы, и средства которые собирались, как приданное были переданы на строительство храма. Кроме Чириковой большие средства вложил в постройку храма и известный нам уже дьяк Емельян Украинцев.
Главный придел церкви – во имя Живоначальной троицы, приделы – святителя Дмитрия Ростовского и Владимирской Божьей Матери. Самой главной реликвией храма является почитаемая многими икона Божьей Матери "Взыскание погибших. Во второй половине восемнадцатого века к храму была пристроена двухъярусная колокольня, в начале девятнадцатого подвергся реконструкции главный алтарь полукруглой формы. Обновлялся храм и в конце девятнадцатого века. По утверждению историков стены храма отделаны многоцветными изразцами, изготовленными известным мастером Серафимом Полубесом. После октябрьской революции храм был закрыт и обезглавлен, долгое время находился в разорении, пока его помещение не было отдано под Институт геофизики. В шестидесятых годах началась масштабная реконструкция храма, восстановленный по фотографиям и аналогам венценосный , украшенный репьями крест занял свое место, после завершения работ в храме архитекторами . И. Казакевичем и Е. П. Жаворонковым. С 1991 года в храме вновь проводятся богослужения, а в 1992 году Братство равноапостольного князя Владимира получило права на распоряжение храмом.
|
Напротив храма с другой стороны переулка расположен дом номер 13, часть которого появилась на московских планах в 1818 году, хотя стоял он здесь еще с восемнадцатого века. Здание неоднократно надстраивалось, перестраивалось, дополнялось пристройками. В этом доме провел свои последние годы жизни писатель Степан Гаврилович Скиталец-Петров (1869-1941), автор повести "Огарки" и автобиографической трилогии "Дом Черновых". Сейчас в здание занимают различные учреждения.
В восемнадцатом столетии в Хохловский переулок выходило здание, где до 1754 года хранили писцовые книги- документы, отражавшие границы земельных владений, принятые до передела устроенного Екатериной. В 1754 здесь же обосновалась Межевая канцелярия, отныне ведавшая этим вопросом. Здесь можно было решить спор о земельных участках, от сюда отправлялись комиссии проверявшие правильность установления границ участков по всей стране. В этом же здании было открыто Константиновское межевое училище, позднее ставшее институтом. К покровскому бульвару выходит сохранившийся до наших дней большой сад. Он долгое время оставался закрытым от людей и вход в него располагался во дворе канцелярии- через проход в Хохловском переулке напротив дома Украинцева.
После передачи сада в Всекопромсовету (Всесоюзный Совет республиканских центров промысловой кооперации СССР) в 1932 году, сад был открыт для публики и был назван в честь В.П. Милютина - известного партийного деятеля Советского Союза. На Покровском бульваре для входа с сад были сделаны ворота. В саду устраивались танцы, народные гуляния, спектакли и киносеансы, в 1936 году сад превратили в районный детский парк, который действует и до сих пор. Это излюбленное место для прогулок молодых мам с колясками. Бывшее здание канцелярии до сих пор стоит в глубине парка, теперь там располагаются различные офисы. Среди неупомянутых еще зданий можно, пожалуй, рассказать о доме номер 17, угловом между переулком и Покровским бульваром. В свое время это здание было возведено как доходный дом для одной из богатейших московских фамилий- купцов Оловянниковых. Здание в неоклассическом стиле построил в 1913 году архитектором С.Ф. Воскресенским. Фирма Оловянникова торговала церковной утварью, скобяными изделиями, держала колокололитейный завод на родине в Ярославле. Управление фирмы располагалось в начале в доме казанского собора на Никольской улице, а позднее переехало на Покровские Ворота.
Одну из квартир дома снимал известный поэт - символист из Литвы Юргис Балтрушайтис (1873-1944). В свое время за него, наперекор воле родителей вышла замуж дочь владельца дома Мария, ее отец, обозленный ее решением, лишил наследства. После революции в доме сначала располагалась Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии - Чрезком-снаб, в особо трудные времена Оленин лично посещал комиссию и следил за ее работой. После дом превратился в коммуналку, а в 70 годы был выкуплен под представительства различных фирм, банков, организаций. Здание стало одним из первых офисных зданий в Советском союзе.
Владимир Орлов, автор романа "Альтист Данилов" поселил именно в этом здании героиню своего произведения. Мы предлагаем вам небольшой фрагмент его романа, посвященный этому району.
" - Я живу у Покровки, - сказала Наташа, - в Хохловском переулке. - Это же мои любимые московские места, - честно обрадовался Данилов. Переулки в Старых Садах. А уж ночью взглянуть на них - одна радость.
...Шли они берегом Яузы, а потом пересекли бульвар и голым, асфальтовым полем Хитрова рынка добрели до Подкопаевского переулка и у Николы в Подкопае свернули к Хохлам. Справа от них тихо темнели палаты Шуйских и выше - длинный, голубой днём, штаб эсеров, разгромленный в августе восемнадцатого и ставший нынче детским садом, и в кривом колене Хохловского переулка их встретила ночным гудом нотопечатня Юргенсона, ныне музыкальная типография, каждый раз обжигавшая Данилова памятью о Петре Ильиче, приносившем сюда тёплые ещё листы. Наташа - молчала, Данилов ничего не говорил ей о своих любимых местах, о путанице горбатых переулков, он отчего-то был уверен, что Наташа чувствует сейчас всё, что чувствует и он. У Троицы в Хохлах, блестевшей и в ночи кружевным золочёным цветком свежего креста, они остановились. Налево убегала знакомая Данилову проходная тропинка в Колпачный переулок, к палатам гетмана Мазепы. В том большом доме я и живу, - сказала Наташа.
- Вот ведь судьба! - сказал Данилов. - А я часто тут бываю. Брожу по холмам, когда устану."
Автор: Яна Волошина
31 июля 2008 г.
. , .