Малый Трехсвятительский переулок. Прогулки по Ивановской Горке
Храм Трех Святителей на Кулишках
Следующим местом, куда мы заглянем, будет небольшая живописная, но маленькая церковь, которая находится на углу Малого Трехсвятительского переулка и Хитровского переулков. Называется данная церковь – Храм Трех Святителей на Кулишках. Церковь возвели в 1406г., а поставлена она при резиденции митрополитов, которая располагалась за городом. Рядом с храмом находились конюшни великих князей, и носила церковь тогда имя Флора и Лавра (покровители лошадей на Руси). В 1547 году случился пожар, и великокняжеские конюшни перенесли в Чертолье, ныне это район возле метро «Кропоткинская», позже там был Колымажный двор, а церковь стала называться «что у старых конюшен». В период с 1669-1674 гг., деревянную церковь обнесли камнем, а престол освятили во имя трех святых святителей – Василия Великого, Иоанна Богослова, Григория Богослова, приделу оставили старое название (Флора и Лавра).
Церковь перестраивалась множество раз. Поначалу церковь имела красивый кирпичный декор, но он был стесан примерно в период с 1770 по 1780 года. В 1901 году здание обновилось и приобрело далеко выдвинутые передние абсиды. В период правления коммунистов, в 1927 году церковь закрыли, но разрушать не стали, сделали жилой дом. Впоследствии, здание церкви использовалась как филиал студии «Диафильм». В 1970ых гг. церковь стали реставрировать, но богослужения начались только в 1996 году. Сейчас храм имеет воскресную школу, проводит регентские курсы, а так же при храме есть школа православной семьи. Хитровский переулок переходит к уже знакомому нам Подколокольному переулку. Название данный переулок получил от знаменитой Хитровки, а в советское время его назвали во имя Максима Горького. Мясницкая полицейская часть расположилась в доме №4 после 1812 года, так же можно увидеть остатки некогда большой усадьбы Остермана, правда, сейчас туда попасть нельзя – там находиться пожарная часть и общежитие для военных. Деревянная пожарная каланча находилась над домом, в 1925 году ее хотели оставить как памятник былого быта, но по некоторым причинам решили убрать. В данной полицейской части находился под арестом А.В.Сухово-Кобылин (годы жизни – 1817-1903), по подозрению в убийстве своей любовницы из Франции – Луизы Симон Деманш. Находясь под стражей, писатель создал самое свое лучшее произведение – «Свадьба Кречинского».
|
В этой же полиции находился под стражей и В. Маяковский, заподозренный в соучастии устройства побега политических заключенных из Новинской женской тюрьмы. Маяковский был весьма буйным, агрессивным, и доставил массу хлопот службе охраны. Маяковский говорил, что его забрали из-за того, что нашли пистолет и нелегальщину, а сидеть он не хотел, потому сопротивлялся, и переводили его из части в часть – то на Мясницкую, то на Басманную, то вообще в Мещанскую часть. В полицейской части жил и работал Д.П.Кувшинников, врач, который выбрал для своей практики самый бедный район в Москве. Дмитрий Павлович и его жена Софья Петровна, годы жизни которой 1846-1907, жили на третьем этаже полицейского дома на Мясницкой. Как говорил потом Михаил Павлович Чехов (младший брат знаменитого писателя), что жили Кувшинниковы под каланчой одной из московских пожарных частей, в казенной квартире.
Художник В.Г. Перов изобразил на своей популярной картине «Охотники на привале» именно Дмитрия Павловича Кувшинникова, в картине он охотник – повествователь. А вот другие персонажи списаны с друзей Дмитрия Павловича – охотник-скептик – это любитель художнического искусства В.В. Бессонов, а вот молодой охотник это Н.М. Нагорнов, один из родственников великого писателя Льва Николаевича Толстого. Нагорнов был женат на племяннице автора «Войны и Мира» - Варваре Валериановне Толстой. В 1892 году И.И Левитану понадобилась некая помощь, и Нагорнов сумел оказать ему дружескую услугу, будучи членом Московской Городской Управы. А ситуация заключалась в том, что согласно указу московского генерал-губернатора еврейским лицам запрещалось проживать в Москве, и Нагорнов выбивал разрешение великому художнику жить и работать в Москве. Но мы чуть отошли от темы Кувшинникова. Семья Кувшинниковых обожала охоту, и даже супруга славилась своей любовью к этому занятию. Можно заметить, что именно эта супружеская пара стала прототипами героев рассказа Антона Павловича Чехова «Попрыгунья» (есть еще старый фильм Самсона Самсонова, в котором сыграли Людмила Целиковская, Владимир Дружников, Сергей Бондарчук, фильм назывался так же как и рассказ Чехова).
Софья Петровна Кувшинникова (до замужества Сафонова) была талантливой женщиной, которая разбиралась во многих вещах, например, она хорошо рисовала, играла на пианино, а в ее салон заходили весьма известные художники, а так же артисты: А.П.Ленский, братья Чеховы, Т.Л.Щепкина-Куперник, А.И.Сумбатов-Южин, а Репин, когда приезжал в Москву, первым делом заходил именно к Софье Петровне. По словам самой Софьи Петровны, она была хорошей ученицей и помощником по охоте, а заодно и душевным другом самого Левитана. Конечно, образ героини «Попрыгуньи» все же мельче и немного приземленнее своего прототипа, но сходство весьма заметно. Для убедительности, давайте сравним квартиру Дымовых и квартиру Кувшинниковых. Вот как описывает квартиру Кувшинниковых Щепкина-Куперник: «Софья Петровна обустроила свою квартиру весьма оригинально и непохоже на остальные, например, она поставила в столовой лавки и кустарные полки, шитые полотенца и солонки.
Столовая выглядела в исконно русском стиле. А вот спальню сделала больше похожей на восточный стиль, как шатер или юрта, а по комнатам расхаживал гусцой ручной журавль». А теперь приведем описание квартиры Дымовых, которую написал Чехов (заметим, что он бывал часто в гостях у Софьи Петровны Кувшинниковой) : «Столовая была исполнена в русском стиле, стены были оклеены лубочными картинками, висели повсюду серпы и лапти, а в углу скромно стояли грабли и косы. А вот спальня была больше похоже на какую-то пещеру, в которой стены были занавешены темным сукном, а над кроватью висел венецианский фонарь». Приведем и еще одно сравнение, как-то Чехов младший описывал очередной прием у семьи Кувшинниковых: « Один раз мы целый вечер шумно разговаривали, танцевали, громко играла музыка, но самого хозяина дома почему-то не было видно, но возле полуночи выходил доктор, и держа, в одной руке нож, а другой вилку, звали всех господ на обед». Чехов старший же, описывает прием у Дымовых примерно так: « Самого хозяина не было в гостиной, даже никто не вспоминал, что он тут есть, но ровно в половину двенадцатого растворились двери и вот он, хозяин, собственной персоной, позвал всех перекусить».
Татьяну Львовну Щепкину-Куперник, которая только приехала в Москву, всегда поражал тот факт, что никто из гостей никогда не говорил, что они бывали у Кувшинниковых, всегда говорилось, что они бывали у Софьи Петровны. Видно это было связано с тем, что главенствующие позиции в доме занимала именно она. А вот как Щепкина-Куперник описывает саму Софью Петровну: « Не симпатичная, лицо цвета шоколада, волосы были черного цвета и весьма вьющиеся, мягковатые на ощупь, у нее были живые, постоянно бегающие глаза темного цвета, а фигура была просто великолепна, и что ни говори, а о ней знала вся Москва. Она замечательно рисовала, чаще всего выставляла картины цветов, а играла на фортепиано просто завораживающе. Часто ходила с ружьем на охоту и носила мужские костюмы в молодости, а впоследствии предпочитала ездить с художниками для создания этюдов, и не смотря ни на какие сплетни и пересуды, все художники ей были только товарищами».
Когда Чехов выпустил в тираж свой рассказ «Попрыгунья», конечно же, вся Москва узнала в героях семью Кувшинниковых и их соседа И.И.Левитана. Как известно, впоследствии между Левитаном и Чеховым вспыхнула большая ссора, которая насолила и тому, и другому известному человеку. Софья Петровна и Левитан узнали в рассказе самих себя и очень обиделись на Чехова за это. Наверняка, дело бы не зашло так далеко, если бы не друзья судаки, и бывшие друзья целый год не разговаривали, хотя в глубине души они сильно переживали по этому поводу. Впоследствии, бывшие друзья помирились, и Софья Петровна смогла доказать, что на самом деле она намного лучше главной героини «Попрыгуньи». Писатель Лазарев Грузинский в своих мемуарах вспоминал, что Софья Петровна пережила практически всех своих гостей и друзей, а ее красивая смерть, доказала всем что данная дама абсолютно не пустышка. Когда умер муж и ее друзья, Софья Петровна ухаживала за больной художницей, но заразилась и умерла через несколько дней, чем и повторила подвиг Осипа Дымова из Чеховского рассказа.
Украшения и декоративный фасад дома №3 может сказать нам, что этот дом был, когда-то весьма богатой усадьбой. По некоторым данным, известно, что в восемнадцатом веке эта усадьба принадлежала Волконским и Лопухиным, а впоследствии, в 1792 году перешла к богатому купцу А.Кирьякову. Век спустя, в данном здании будет жить великий русский композитор А.Скрябин (1871-1915). Здесь жили его родители – Н.А.Скрябин и Л.П.Щетинина. Добавим, что Скрябины были из старинного дворянского рода, который к тому времени чуть исхудал по богатству. А вот к концу девятнадцатого столетия сие богатое здание превратилось в обычную ночлежку для мастеровых и поденщиков, которые пропивая свою одежду, не могли выходить из ночлежки, и потому их называли раками. Конечно, они были рангом повыше, чем остальные жители Хитровки. В дальнейшем рядом возвели больницу, которой дали имя 10-летие Октября, а вот во время Великой Отечественной Войны она была разбомблена. В 1944г. Островский и Бульковштейн, архитекторы, смогли реконструировать это здание и разместили в нем госпиталь, который ныне теперь является ведомственной поликлиникой Федеральной службы Безопасности России. В 1971 году здесь была повешана мемориальная доска в честь формирования первого стрелкового полка 5 дивизии Фрунзенского района.
Автор: Яна Волошина
1 августа 2008 г.
. , .