Мы выходим на поверхность из метро «Октябрьская», и наш путь лежит от конца Большой Якиманки, где мы сейчас находимся, к началу этой улицы. В современном масштабе расстояние между Калужской площадью и Кремлем незначительно, однако, остались еще коренные жители столицы, в памяти которых живо еще то время, когда Москва кончалась Калужской заставой.
Правая сторона Якиманки отмечена влиянием Франции: здесь находится великолепная резиденция французского посла (бывший особняк купца Игумнова) и посольство Франции с его стильным «гофре».
На противоположной стороне возвышается прекрасная церковь Иоанна Воина. В настоящее время около нее ведется активное строительство всяких офисных строений, и древняя барочная ограда церкви для этой цели удлиняется. Надо отметить, что она была укорочена при советской власти, а именно, в эпоху Брежнева, когда Якиманка, перестраивалась для расширения улицы. Теперь же, по-видимому, стремятся восстановить то, что было потеряно.
Рядом с храмом расположился небольшой 2-этажный особняк с мезонином – типичный пример современных реконструкций. А через дом от особняка находится 6-этажное строение, которое раньше было доходным домом. Его определили под общежитие, и здание очень быстро стало приходить в негодность, как это обычно бывает с домами такого назначения. Дом отремонтировали, обновили парадное крыльцо и эркеры, фасадная облицовочная плитка снова засияла, внешний вид здания обрел былую элегантность. Адресный номер этого строения – 40, а то, что идет за ним – 32. Такие нумерационные скачки образовались вследствие разрушений от перекраивания Якиманки, в целях ее расширения, о котором уже упоминалось. Дом номер 32 – обшарпанный панельный блок, который так и просится, чтобы его куда-то спрятали, например, под той самой зеленой сеткой, чем накрывают так и не отреставрированные архитектурные памятники, чтобы потом переделать их целиком, что не редкость сегодня.
Короткие прогулки по Москве | От Мичуринского до Вернадского | От Кузнецкого моста до Большой Сухаревской | От Кадашевской до Лаврушинского | Кадашевский переулок | От Кутузовского до Минской | От Профсоюзной до Балаклавского | От Калужской до Ленинского | Поварская улица | От Тверского до Цветного бульвара | От Вернадского до Воробьевых гор | Волхонка | От Большой Якиманки до Лаврушинского | От Мясницкой до Кривоколенного | |
Около Дома Игрушек, типичного экземпляра привилегированного жилья последних времен Брежнева, мы сворачиваем влево, к Бабьегородскому переулку, где можно увидеть еще один храм из тех, что были сохранены на Якиманке. Это церковь Марона Пустынника в старых Панех, куда до революции люди со всех концов столицы ехали услышать ее знаменитый малиновый звон. На колокольне Марона гимны Богу исполнял Константин Сараджев, который имел уникальный слух. Сараджев был влюблен в звук колоколов, и знаменит не только тем, что исполнял, но также сам создавал удивительные колокольные звоны, а еще перекладывал на колокола симфоническую музыку. Обладая необыкновенным слухом, Сараджев «чувствовал» всех людей в индивидуальных тональностях, а звуки для него имели цвет.
В аккуратный уютный церковный двор в цвету, проход идет сквозь изогнутую арку, увенчанную главкой. Колокола на колокольне присутствуют, но, это, по-видимому, уже не те колокола, и малиновый звон мы теперь уже вряд ли услышим.
Пройдя вниз по Бабьегородскому переулку, а потом свернув вправо, сзади здания Президент-отеля, что находится на Якиманке, мы оказываемся в необычном парке, который зовется Парком искусств. Здесь рядом с мостиками с импровизированными ручейками стоят различного размера скульптуры, от самых маленьких до действительно гигантских. Это своего рода музей под открытым небом, куда с разных концов Москвы, перевезли творения, не соответствующие настоящему курсу России. Поэтому можно сказать, что этот парк – своеобразное кладбище искусств. Хотя настроение здесь вовсе не мрачное, а, наоборот: в парке много детей, играющих и лазающих по скульптурам разных животных и существ, по виду которых далеко не всегда можно понять, кто это, – какой простор для детской фантазии!
Возвращаемся к Якиманке, переходим на другую сторону улицы. Дом № 31, находящийся на пересечении с Первым Хвостовым переулком, на первый взгляд не вызывает интереса. Однако, в этом здании есть стены, оставшиеся от церкви Петра и Павла, которая стояла здесь раньше. Храм был обезглавлен, перестроен и видоизменен таким образом, что превратился в прямоугольную четырехэтажную коробку. Потом идет Бродников переулок, получивший свое название от фамилии собственника всего квартала, купца Бродникова.
Следуя по переулку, мы выходим к улице Полянке, именно туда, где стоит церковь Григория Неокесарийского. Обойдем церковь сзади, через Старомонетный переулок, тем более, что так открывается самый удачный вид на маленькую деревянную часовню, которая находится во дворе храма. Эта часовенка своими красками замечательно гармонирует с ансамблем в целом.
На другой стороне, за привлекающим внимание зелено-оранжевым зданием «Бизнес-легиона» – офисного центра класса ультра – стоит очень маленький старый миловидный особняк. Этот особнячок относится к геолого-минерало-петрографическому ведомству, как и немалое число других строений Ордынских переулков – так сложилось еще до революции. Далее, в Старомонетном переулке, дом 22 – принадлежащая теперь геологам старинная усадьба купцов Чижевых, которая прекрасно сохранилась – кино по Островскому можно снимать. В громоздком строении, занимающем весь квартал, обосновался Минатом, еще один хозяин местной недвижимости. Это массивное здание, как раз соответствующее по значимости своему владельцу, одной стороной примыкает к Пыжевскому переулку, в него мы как раз скоро будем поворачивать. К ведомству Минатома также относится так называемый «дом с оттопыренной губой», который идет после церкви в Старомонетном переулке.
Пыжевский переулок приводит нас к Ордынке, на другой стороне которой стоит церковь Николая Чудотворца в Пыжах. Мы ознакомимся с ней, когда пойдем обратно по нашему маршруту. А если свернуть вправо, мы увидим забор дома, который отстроил Шехтель. Рассмотреть дом через забор в живую достаточно сложно. Этот дом был заказан Шехтелю купцом Аршиновым, сын которого – геолог – открыл там институт по исследованию горных пород. Именно это, справедливо говоря, и положило начало тому, что Ордынские переулки стали местом, где обосновались геолого-минералогические институты.
Далее, по правую руку мы увидим Марфо-Мариинскую обитель, прекрасное творение в стиле русский модерн, автор которого – архитектор Щусев. Мы пересекаем улицу, и наш путь лежит назад. Дом № 29 с выдающимся вперед балконом-крыльцом имеет отделку новорусского стиля первых двух этажей, в то время как другие 2 выдержаны в спокойном стиле, будучи достроены позже.
Подходим к Климентовскому переулку, по обе стороны которого находятся выходы из метро, жизнь там всегда кипит, и полно народу, поэтому нам придется пробираться сквозь толпу к улице Пятницкой, где находится храм Климента, Папы Римского.
Пятницкая улица ведет нас от храма по направлению к набережной. Справа выстроился ряд небольших 2-этажных домов, вызывающих ностальгию по прошлым временам. Это одно из немногочисленных подобных уголков столицы. Среди них, пожалуй, часть улицы Радио, где со времени Петра гордо стоят двухэтажные особняки, да улица Сергия Радонежского (с одной ее стороны), на которой среди двухэтажных зданий, относящихся к 19 веку, зажата маленькая часовня Проща.
Фасадные здания Пятницкой улицы в большинстве своем все существовали еще и до революции. Слева, сразу за доходным домом начала ХХ столетия, стоит дом, относящийся ко времени ампирной послепожарной Москвы. Он имеет портик и 6 ионических колонн под ним. На противоположной стороне от этого дома находятся 2 усадьбы, датирующиеся концом 18 столетия. Между ними располагается доходный дом. В миниатюрный домике на Пятницкой, 12 помещается музей Льва Толстого, который жил на этой улице примерно год. Дальше идет дом под номером 10 – доходный дом, работа архитектора Михаила Чичагова, в которой присутствуют элементы стиля модерн. А недалеко, на пересечении с Черниговским переулком, уже просматривается колокольня Иоанна Предтечи.
С древних церквей взгляд переходит к фасаду доходного дома начала XX столетия, где переулок сворачивает и уходит левее, туда, где находится гимназия Косицина. После очередного поворота, на этот раз уже в правую сторону, мы с Вами снова оказываемся на улице Ордынка. Перейдя ее, поворачиваем ко Второму Кадашевскому переулку и мы оказываемся у великолепного барочного храма Воскресения в Кадашах. Он, к большому сожалению, находится в удручающем состоянии. Церковь получила право на владение храмом, одержав верх в трудном противостоянии ей реставраторов, однако, проблема финансирования, по-видимому, еще не решена. Остается надежда, что в ближайшем будущем все-таки появятся деньги, чтобы восстановить угасающую красоту, возможно, посодействуют потенциальные прихожане или кто-то еще поможет вернуть храму прежнее величие.
Выйдя через переулок к Кадашевской набережной, идем мимо европейского типа домов, стоящих в ряд. Таким образом, мы подошли к Лаврушинскому переулку, где располагается знаменитая Третьяковская галерея. В этом месте наше с Вами путешествие подошло к концу, но при желании Вы можете посетить в Третьяковке избранные экспозиции.
15 августа 2008 г.
. , .