От Воронцова Поля до Трехпрудного переулка. Прогулки в стиле модерн

От Воронцова Поля до Трехпрудного переулка. Прогулки в стиле модерн
От Воронцова Поля до Трехпрудного переулка. Прогулки в стиле модерн

Особняк Г.Ф. Бардыгиной
Особняк Г.Ф. Бардыгиной был возведен в 1911 году. Архитектором проекта выступил И.Т. Барютин. Здание располагается по адресу Воронцово Поле ул., 6.
Дом был построен в стиле раннего московского модерна, но не был актуален, так как модерн к тому времени уже начал терять свои позиции. В данном здании наблюдается большое влияние Ар Нуво. Этот стиль включает в себя более ранние барокко и рокко, что означает: яркость, насыщенность, обилие декораций, пышность, сочность красок и т.д.
Неизгладимое впечатление оставляют вазы со змеями.

Основой богатой и пышной лепнины является гладкая, крупная керамическая плитка, которая очень часто появляется в описаниях стиля модерн. Это можно будет рассмотреть на примере других зданий, описание которых помещено чуть ниже. Также, хотелось бы сказать, что на странное деление здания на части (двухэтажная левая и трехэтажная правая) повлияло то, что здание перестраивалось из двух разделенных сооружений.

Прогулки в стиле модерн

От Воронцова Поля до Трехпрудного переулка

От Поварской до Пречистенки

Доходный дом Н.Г. Тарховой
Доходный дом Н.Г. Тарховой был построен в 1903-1905 гг. Архитектором проекта выступил Г.И. Макеев. Дом располагается по адресу Подсосенский переулок, 18/5.
В настоящее время этот памятник архитектуры находится в плачевном состоянии. На данный момент речь о сносе не идет, но стопроцентной уверенности в таких вопросах не может быть никогда.
Здание очень необыкновенное. Его необыкновенность состоит в том, что сочетается фактически не сочетаемое. Принимаются противоположные стилистические приемы. К примеру, вверх по угловому фонарю ползут гигантские стебли с цветами (скорее всего это чертополох, одно из самых любимых растений московских архитекторов, работающих в стилистическом направлении модерн), а около них находятся изящные дверные проемы и ограды. Стены в доме покрыты грубой и шершавой текстурой, а на одной из них ранее находилось милое майоликовое панно с маками (пока его не выломали). Такой вариант модерна, который отражает этот дом, очень популярен в Санкт-Петербурге. Для него характерны веселые декоративные детали, и в особенности – самые разные эркеры и   всевозможные башни.

Особняк В.С. Казаковой.
Особняк В.С. Казаковой был построен в 1907 г. Архитекторами проекта выступили А.А. Остроградский, А.И. Гунст. Дом располагается по адресу Садовая-Спасская улица, д. 2
Одна из последних московских построек в стиле модерн. И хоть она и является последней, ее стиль близок к более ранней постройке - особняку Якунчиковой, о котором мы еще успеем поговорить. В данном виде здания акцент делался не на внешнее оформление, а на внутренний объем. Система помещений напоминает геометрическую игру. Прямоугольные параллелепипеды переплетаются с кубами, наседают на них. В этой игре каждая фигура являет собой какое-то помещение. Также встречается масса крупных и выразительных металлических деталей, таких как балконные ограды и кронштейны. Буйство металла является значимым признаком модерна. Мы можем видеть в доме «улучшения» советского времени: Шахматная раскраска керамики, глухая ограда и серо-зеленые оттенки используемых красок. Изначально керамическая плитка была оливковых и коричневых цветов.
Архитекторы не старались сделать дом проще и незаметнее, они, наоборот, привносили больше эстетики и практики. В теории модерна изначально лежит красота и удобство использования. Так и в особняке Казаковой: формы несли удобство, а вид радовал глаз.

Доходный дом М.Н. Миансаровой
Доходный дом М.Н. Миансаровой был построено в 1908-1912 гг. Архитектором проекта выступил С.К. Родионов. Дом располагается по адресу Сухаревская пл., 12
Здание очень привлекательное. Оно было воздвигнуто в начале XX столетия в неорусском стиле, под большим влиянием модерна. Во второй половине 19 века начинают смешивать древнерусский стиль с модерном. Речь шла о том, чтобы копировать средневековые образцы, а после и дополнять их современными новаторскими идеями. По хронологическим меркам изначально возник русско-византийский стиль.
В качестве примера можно взять любой русский храм, увеличенный до византийских масштабов. Такое направление зодчества активно поддерживалось государством, так как позиция «православие-самодержавие-народность» очень волновали правящую касту. Многие правители желали захвата Константинополя – бывшей столицы Византии. После того, как Крымская война была проиграна, направление также сдало свои позиции. В связи со всеми событиями в истории появилось и новая модификация прежнего архитектурного стиля, ярким образцом которого вполне может быть собор Василия Блаженного. Примерами тут вполне могут послужить ГУМ и Исторический музей, а также французское посольство - особняк Игумнова на Якиманке. И лишь на рубеже XX столетия возник неорусский стиль, который во многом походил на модерн, и пользовался его принципами.

В доме Миансаровой модерн в первую очередь повлиял на целостное восприятие – постройка кажется стройной, тонкой и красивой. Понятно, что нужное впечатление обеспечивают цветовые полосы, проведенные вдоль здания (светлая лепнина и зеленые промежутки между ней), но если бы полосы проходили вдоль, то эффект был бы обратным – постройка казалась бы невысокой и длинной. Деление на вертикальные части поддерживается восприятием не цельной крыши, а практически нескольких крыш, в целом это вызывает у смотрящего чувство, что строение состоит из нескольких "узких" частей. Отличительно также и различные вариации в оформлении окон. Есть еще более маленькие детали - например, широкие трехчастные окна на первом этаже и козырек над входом. Возможно, это новинка, но, вероятно, немного  повторяющий первоначальный вариант.
Мы обсудим еще один образец похожего стиля - дом Перцовой.

Особняк В.В. Правдиной
Особняк В.В. Правдиной был построено в 1908 г. Архитекторами проекта выступили А. Правдин, А.А. Галецкий. Дом располагается по адресу Садовая-Сухаревская ул., 5
Благодетель Эрнест-Людвиг Гессен-Дармштадтский  в 1898 году безвозмездно предложил некоторую часть своего личного парка в Дармштадте и финансовую помощь для того, чтобы в жизнь смогли воплотиться творческие проекты лучших архитекторов - без вложений средств клиентов.
После завершения строительства они имели право предложить купить здания жителям Дармштадта.
Среди отозвавшихся на предложение герцога был один из самых лучших представителей венского варианта модерна ("Сецессиона"), Йозеф Ольбрих. Он стал архитектором главного здания Дармштадтской группы зодчих и художников - "дома Эрнста-Людвига", который был построен на деньги Гессена и потом отдан колонии. Самой запоминающейся чертой этого строения была форма монументального входа, похожая на греческую заглавную букву "омега". Такое решение вообще было отличительно для Йозефа Ольбриха (чаще всего он строил в Вене), но в первую очередь связывается именно с "домом Эрнста-Людвига", получившим всемирную известность.
Среди  приглашенных к проекту был и художник Ханс Кристиансен. Вместе с зодчим Ольбрихом он участвовал в строительстве и украшении многих домов в Дармштадтской колонии. Повторяющимся мотивом у Кристиансена было персональное, стилизованное изображение цветка розы.
Две эти черты – монументальный вход Ольбриха и стилизованные розы Кристиансена - и унаследовал обсуждаемый особняк.

Скоропечатня товарищества А.А. Левенсон. 1900 год постройки, архитектор Ф.О. Шехтель, Трехпрудный переулок, 9.
Здание имеет историческую основу. Так в феврале 1900-го года проходила знаменитая парижская выставка, которую удосужился посетить небезызвестный Шехтель, там же он проникся идеями модерна. К сожалению, ограниченные возможности Шехтеля не позволили внести значимые изменения во внешний облик здания.
Детали стали главным козырем архитектора. Характерным явлением того времени для московского модерна стали цветы чертополоха, что нашло свое отражение в сооружении Шехтеля. Окна трехчастной формы с плавным изгибом посередине и с верхней частью из маленьких прямоугольников украшают здание на втором этаже - это дань модерну, в видении автора. Интересным акцентом является симметрия здания, открывающаяся взору со стороны Мамоновского переулка.

16 августа 2008 г.

  • Фёдор Миляга
    1 ноября 2010 г.

    На фотографии здание на Поварской, а не на Воронцовом поле. Здесь долгие годы находилось посольство Судана. Ещё помню, что перед вселением суданцев в 1950-е годы над овальным окном первого этажа срубили изображение бараньей головы..

  • без имени
    21 августа 2008 г.

    по-истину - красивейшие здания. раньше богатые люди знали толк в красоте, не то, что в советские времена. понастроили бетонных монстров, и люди не могли себе больше нигде квартиру купить - только получить такое "счастье" по очереди.

  • 1 
 

e-mail - . e-mail .
e-mail