От Поварской до Пречистенки. Прогулки в стиле модерн
Некое сходство наблюдается между двумя архитектурными соседями: особняка А.Ф. Беляева, находящегося по ул. Спиридоновка, 11 построенного в 1902-1904 гг., и особняка Рябушинского. Архитектор И.И. Бони создавал особняк А.Ф. Беляева более скромным по меркам элементов модерна, что подтверждается отсутствием мозаики или дорогостоящей майолики. Элементами модерна, украшающими здание, стала облицовочная плитка кремового цвета, дающая некий контраст с оштукатуренными поверхностями. Взору представлены также крупные "пузатые" столбы. Величественную монументальность придают они зданию в паре с крыльцом.
|
Особняк С.П. Рябушинского. 1900-1903 гг., архитектор Ф.О. Шехтель, мозаичист В.А. Фролов, Малая Никитская улица, 6.
Это архитектурное сооружение по праву может называться памятником модерну. Значимость этого здания не изменится с модой. Оно поистине гармонично. Хотя детали не являются неким эксклюзивным решением в модерне, они продуманы до мельчайших подробностей. Этот стиль оставил немеркнущий след здесь в виде знакомой нам керамической плитки светлых тонов, мозаики, предающей уникальность рисунков окон. Балконы, решетки ограды, формы крыльца – четко подчеркивают принадлежность к модерну. Прекрасные орхидей, выполненные мозаикой дополняют гармонию здания, завершая проявление модерна в архитектурном шедевре.
Это архитектурное сооружение по праву может называться памятником модерну. Значимость этого здания не изменится с модой. Оно поистине гармонично. Хотя детали не являются неким эксклюзивным решением в модерне, они продуманы до мельчайших подробностей. Этот стиль оставил немеркнущий след здесь в виде знакомой нам керамической плитки светлых тонов, мозаики, предающей уникальность рисунков окон. Балконы, решетки ограды, формы крыльца – четко подчеркивают принадлежность к модерну. Прекрасные орхидей, выполненные мозаикой дополняют гармонию здания, завершая проявление модерна в архитектурном шедевре.
Майоликовое панно на античную тему лаконично вписалось между окнами особняка С.У. Соловьева, созданного в 1901-1902 гг. архитектором С.У. Соловьевым и художником М.В. Якунчиковым, по адресу Хлебный переулок, 18/8. Это панно стало интересной деталью в сочетании с рельефной плиткой, украшающей здание чуть ниже главного окна. Кронштейны, как решение для поддержания крыши, выполнены из металла.
Создается впечатление, что перед вами стоит дом западноевропейского происхождения. При этом вышеописанные детали и дизайнерские решения нарушают эту ассоциативную связь, как будто не имея связи с общей идеей. Но все же гармония основополагающий элемент здания, который тяжело нарушить воображаемым перемещением деталей этого архитектурного произведения.
Создается впечатление, что перед вами стоит дом западноевропейского происхождения. При этом вышеописанные детали и дизайнерские решения нарушают эту ассоциативную связь, как будто не имея связи с общей идеей. Но все же гармония основополагающий элемент здания, который тяжело нарушить воображаемым перемещением деталей этого архитектурного произведения.
Даже идеи торговцев могут быть созидательными. Подтверждением тому является особняк И.А. Миндовского, возведенный 1903 г. архитектором Л.Н. Кекушевым. Находится он на Поварской улице, дом 44.
Это сооружение было построено, для дальнейшей продажи, Московским торгово-строительным акционерным обществом. Разнообразие окон, эркеров, веранд придает строению уникальный вид в сочетании с асимметрией. Интересным элементом здания является крыша - некая грациозность модерна, плавная, закругленная, изгибы и выступающий козырек которой встречается и в других работах архитектора Кекушева. Здание украшено неотъемлемыми спутниками модерна – рисунками оконных рам, часто нам встречающихся. К сожалению, нам самим остается домыслить , как исчезнувшая статуя дополняла фронтон бокового фасада. Она располагалась над центральным окном над крышей особняка И.А. Миндовского – памятника модерну.
Это сооружение было построено, для дальнейшей продажи, Московским торгово-строительным акционерным обществом. Разнообразие окон, эркеров, веранд придает строению уникальный вид в сочетании с асимметрией. Интересным элементом здания является крыша - некая грациозность модерна, плавная, закругленная, изгибы и выступающий козырек которой встречается и в других работах архитектора Кекушева. Здание украшено неотъемлемыми спутниками модерна – рисунками оконных рам, часто нам встречающихся. К сожалению, нам самим остается домыслить , как исчезнувшая статуя дополняла фронтон бокового фасада. Она располагалась над центральным окном над крышей особняка И.А. Миндовского – памятника модерну.
Особняк О. Листа (Н.К. Кусевицкого). 1898-1899 гг., архитектор Л.Н. Кекушев, Глазовский переулок, 8
Представляет собой первый московский особняк в новом стиле модерн. Конечно, отдельные черты этого стиля в той или иной мере можно было найти и в более ранних зданиях. Но именно здесь много характерных особенностей, которые присущи модерну. Это и кронштейны, и пестрая керамическая плитка, и собственный индивидуальный рисунок рам каждого окна, панно в виде мозаики на подводную тематику, и даже кронштейны.
Есть в этом здании и черты, присущие другим стилям, например, довольно ярок выражен романский стиль. Он проявляется в имитации тяжеловесной каменной кладки, которая сужается к верху и сочетается с маленькими, и в то же время глубокими окнами.
Представляет собой первый московский особняк в новом стиле модерн. Конечно, отдельные черты этого стиля в той или иной мере можно было найти и в более ранних зданиях. Но именно здесь много характерных особенностей, которые присущи модерну. Это и кронштейны, и пестрая керамическая плитка, и собственный индивидуальный рисунок рам каждого окна, панно в виде мозаики на подводную тематику, и даже кронштейны.
Есть в этом здании и черты, присущие другим стилям, например, довольно ярок выражен романский стиль. Он проявляется в имитации тяжеловесной каменной кладки, которая сужается к верху и сочетается с маленькими, и в то же время глубокими окнами.
Особняк М.Ф. Якунчиковой. 1899-1900 гг., архитектор В.Ф. Валькот, Пречистенский переулок, 10. А этот особняк максимально приближен к шотландскому (английскому) варианту модерна. Архитектор этого здания – Вильям Валькот. Интересно то, что этот известный архитектор родился в Украине (Одесса), но рос в Англии.
Здесь можно найти подборку ссылок по модерну, которые посвящаются известному архитектору Глазго – Чарльзу Макинтошу. Однако, если говорить о внешней стороне работ Макинтоша, то они просты, и практически лишены каких-то украшений и декоративных составляющий. В особняке Якунчиковой от стиля макинтошевского здания остались только эркеры, форма крыши, и прямоугольные очертания. Нужно заметить, что макинтошевская простота не нашла отклика в сознании русского народа, для которого собственный дом – это еще одна возможность показать себя. Поэтому в этом особняке более богатая крыша, кронштейны (опора крыши), решетки и керамическая плитка.
Здесь можно найти подборку ссылок по модерну, которые посвящаются известному архитектору Глазго – Чарльзу Макинтошу. Однако, если говорить о внешней стороне работ Макинтоша, то они просты, и практически лишены каких-то украшений и декоративных составляющий. В особняке Якунчиковой от стиля макинтошевского здания остались только эркеры, форма крыши, и прямоугольные очертания. Нужно заметить, что макинтошевская простота не нашла отклика в сознании русского народа, для которого собственный дом – это еще одна возможность показать себя. Поэтому в этом особняке более богатая крыша, кронштейны (опора крыши), решетки и керамическая плитка.
Особняк К.А. Гутхейль. 1902-1903 гг., архитектор В.Ф. Валькот, Пречистенский переулок, дом 8.
Дом Гутхейль был построен акционерным обществом, которое занималось продажей домов состоятельным горожанам. Это здание очень выразительно – с симметричным, четким фасадом, что не очень характерно для стиля модерн, и сделано с контрастом к особняку-соседу (имеется в виду особняк Якунчиковой).
В оформлении дома прослеживается веяние французской роскоши – вариант модерна (Ар Нуво). Использован стиль рококо. Для стиля рококо характерными были младенцы внушительных размеров, всевозможные завитки, и самая главная особенность этого стиля – стеклянный навесной козырек.
Дом Гутхейль был построен акционерным обществом, которое занималось продажей домов состоятельным горожанам. Это здание очень выразительно – с симметричным, четким фасадом, что не очень характерно для стиля модерн, и сделано с контрастом к особняку-соседу (имеется в виду особняк Якунчиковой).
В оформлении дома прослеживается веяние французской роскоши – вариант модерна (Ар Нуво). Использован стиль рококо. Для стиля рококо характерными были младенцы внушительных размеров, всевозможные завитки, и самая главная особенность этого стиля – стеклянный навесной козырек.
Особняк А.И. Дерожинской. 1901-1904 гг., архитектор Ф.О. Шехтель, при участии архитектора А.А. Галецкого, Кропоткинский переулок, дом 13.
В особняке использовано много интересных приемов. Например, массивное и крупное арочное окно, выдающаяся центральная и левая части фасада, достаточно высокая ограда. При относительно небольшом здании все это создает эффект преувеличения. Такой прием можно также встретить в шехтелевском особняке Рябушинского.
Если смотреть на правую часть здания, то можно заметить, что она выпадает из общей картины стиля. Можно сказать, что особняк Дерожинского немного проигрывает в фасаде. Это связано с тем, что симметричная и монументальная части вынуждают зрителя как бы подсознательно ориентироваться на симметрию всего здания, но восприятие большинства не ухватывало эту целостность. Однако, с острых углов данный недостаток заметить было сложно.
В особняке использовано много интересных приемов. Например, массивное и крупное арочное окно, выдающаяся центральная и левая части фасада, достаточно высокая ограда. При относительно небольшом здании все это создает эффект преувеличения. Такой прием можно также встретить в шехтелевском особняке Рябушинского.
Если смотреть на правую часть здания, то можно заметить, что она выпадает из общей картины стиля. Можно сказать, что особняк Дерожинского немного проигрывает в фасаде. Это связано с тем, что симметричная и монументальная части вынуждают зрителя как бы подсознательно ориентироваться на симметрию всего здания, но восприятие большинства не ухватывало эту целостность. Однако, с острых углов данный недостаток заметить было сложно.
Доходный дом И.П. Исакова. 1904-1906 гг., архитектор Л.Н. Кекушев, ул. Пречистенка, дом 28 . Этот дом сразу вызывает у многих приятные впечатления. Он весьма заметен на фоне других домов по Пречистенке.
Здесь и рисунки переплетов, и керамическая плитка, и балконы с решетками. Хорошо просматривается контур крыши и выступающий козырек. Этим Доходный дом схож с особняком Миндовского. Очень богатое декорирование в сравнении с другими домами. Выдающаяся крыша и козырек создают эффект динамизма и движения как бы сверху вниз. Если бы эти элементы дома убрали, наверное, он не выглядел так целостно и привлекательно.
Здесь и рисунки переплетов, и керамическая плитка, и балконы с решетками. Хорошо просматривается контур крыши и выступающий козырек. Этим Доходный дом схож с особняком Миндовского. Очень богатое декорирование в сравнении с другими домами. Выдающаяся крыша и козырек создают эффект динамизма и движения как бы сверху вниз. Если бы эти элементы дома убрали, наверное, он не выглядел так целостно и привлекательно.
Доходный дом З.А. Перцовой. 1905-1907 гг., художник С.В. Малютин, архитектор Н.К. Жуков, Пречистенская набережная, дом 35.
Дом сочетал в себе сразу несколько стилей, среди которых главными являются модерн и неорусский стиль. Присутствуют нотки Скандинавии, которая как бы взывает вернуться к «доклассическому» творчеству. Есть в этом здании и типичные черты севера – драконы-кронштейны, а также мифы и северный фольклор – медведи, солнце, бык, рыбы, змеи.
Дом сочетал в себе сразу несколько стилей, среди которых главными являются модерн и неорусский стиль. Присутствуют нотки Скандинавии, которая как бы взывает вернуться к «доклассическому» творчеству. Есть в этом здании и типичные черты севера – драконы-кронштейны, а также мифы и северный фольклор – медведи, солнце, бык, рыбы, змеи.
Вот на сегодня и закончилась наша прогулка, на которой мы охватили лишь несколько наиболее ярких представителей стиля модерн.
16 августа 2008 г.
Не "художником М.В. Якунчиковым", а художницей М.В. Якунчиковой