Турчанинов переулок. Прогулка по Золотой миле
Остоженка ул.
Двигаемся дальше.
Очаровательная старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Турчаниновом переулке построена в 1907-1911 годах, после того как были сняты запреты на возведение в Москве старообрядческих храмов, существовавшие два с половиной века. Участок под строительство и средства на возведение пожертвовали купцы Рябушинские, которые, как и большинство представителей купеческих фамилий хранили верность традициям старой веры. Применение стилевой эклектики (псковская и новгородская старорусская архитектура с элементами модерна) не помешало архитекторам Адамовичу и Маяту создать гармоничный образ этого небольшого и радостного по духу храма.
Более древняя церковь Пророка Илии или Обыденная находится на углу 2-го и 3-го Обыденских переулков. По преданию первый деревянный храм на этом месте был воздвигнут в XVI веке за один день по обету - «обыдень», отсюда его второе название. В 1702 году архитектор Зарудный построил каменный храм, а колокольню приставил во второй половине XIX века архитектор Каминский. Храм после революции не закрыли и сюда переносили некоторые иконы из разрушенной церкви Благовещения в Кремле, из церкви Покрова остоженской старообрядческой общины и из Зачатьевского монастыря. Главной реликвией являются две иконы Симона Ушакова XVII века.
|
Зачатьевский монастырь был первым женским монастырем Москвы, основан на этом месте в 1358 году митрополитом Алексием и первоначально назывался Алексеевским. После пожара 1547 года его перенесли на Волхонку, туда, где сейчас стоит храм Христа Спасителя. На старом месте осталась только Зачатьевская обитель в честь святой Анны, матери девы Марии. Позднее царь Федор Иоаннович и его супруга Ирина Годунова вновь возродили монастырь на Остожье, назвав его Зачатьевским, в надежде на то, что Бог даст им наследника. Бог не дал, царствование Рюриковичей на Руси прервалось. Сегодня за стенами монастыря не видно ни одного купола, их там и нет, поскольку храмы разобрали в 30-е годы, когда здесь была колония для беспризорников. От главного собора Зачатия святой Анны, находившегося в центре монастырской территории, остался один подклет, а ведь он был отстроен заново в начале 1800-х самим Казаковым. Из монастырских храмов уцелела только надвратная церковь, реставрированная в 1960-х.
В конце Остоженки по нечетной ее стороне почти подряд расположились три одноэтажные 19-го века домика «со знаком породы, с видом ее сторожей». К сожалению, не удалось выяснить, кому принадлежал тот, что с мезонином и 4-х колонным ионическим портиком, огражденный от Турчанинова переулка стеной с барельефом, изображающим нечто из древнеримской мифологии. Сегодня этим изящным миниатюрным особняком владеет и исправно его содержит серьезное ведомство - внешняя разведка РФ.
Следующий дом под № 49, тоже в стиле ампир, может служить типичным образцом дворянского владения, какими застраивалась Москва после победы над Наполеоном. Построил его генерал Кушников, потом владели Всеволожские, чей герб на фронтоне фасада. Дом кажется одноэтажным, но на самом деле он с антресолями, т.е. задняя часть дома построена в два этажа под один уровень с фасадной частью. Здесь жили известные славянофилы Киреевские, дружившие с Пушкиным и Гоголем, идеолог анархизма Бакунин, бывал Белинский. Дальше после доходного дома начала прошлого века третий ампирный особнячок, очень похожий по форме на дом Всеволожских, но только деревянный. Интересно сколько их, почти 200-от летней давности деревянных строений в Москве осталось, наверное, вряд ли, и десяток наберется. Особнячок этот, прозванный в народе « домом Муму», принадлежал жестокосердной барыне Варваре Петровне, матери Ивана Тургенева. Трагические события, выведенные в рассказе, разыгрывались за его стенами и у Крымского брода, что за сотню-другую метров от него.
Дворец на противоположной стороне улицы, творение Матвея Казакова, принадлежал генерал-губернатору Москвы Еропкину, знаменитому усмирителю чумного бунта. Не менее знаменит был генерал и своим беспримерным хлебосольством, попировать в его дом мог явиться всякий с виду приличный человек, не заботясь о приглашении. Теперь здесь лингвистический университет. Направо от «дома Муму» идет Хилков переулок, бывший 2-ой Ушаковский, знаменитый когда-то «заведением искусственных минеральных вод». Этот «всеевропейский» курорт на Остоженке располагался на территории большого сада спускавшегося от дома № 3 к реке. Учредителем заведения был популярный в начале XIX века доктор Лодер, который лечил болезни минеральными водами и моционом. Плата за курс лечения была колоссальная и богачей, старательно нагуливающих себе здоровье на садовых дорожках, московские острословы прозвали «лодерями».
За уже упомянутым центром оперного пения Г. Вишневской, стоит на Остоженке, д. 21 знаменитый дом Льва Кекушева. К сожалению, многие детали внешней отделки особняка утрачены, а уцелевшая лепнина, имевшая ранее темный, контрастирующий со стенами цвет, выбелена. Куда-то исчезла и скульптура льва, красовавшаяся над щипцом главного фасада. Образ льва служил своеобразной авторской подписью и в том или ином виде всегда присутствовал в постройках архитектора.
Ну и, конечно, никак не возможно побывать на Остоженке и не полюбоваться еще раз на живописнейший доходный дом Перцовой в Курсовом переулке. Хозяева тоже жили в этом доме, их квартира занимала три этажа, объединенных широкой дубовой лестницей. Внешне здание хорошо сохранилось, но декор интерьеров, которые в традициях модерна разрабатывали сами авторы проекта, художник Малютин и архитектор Жуков, утрачены.
Ну вот, на сегодня, наверное, и достаточно. Благодарим за приятную компанию!
16 августа 2008 г.
Я и не знала, что в Москве есть такие места. Еще раз, спасибо автору!