Донская площадь. Крепости и монастыри Москвы

Донская площадь. Крепости и монастыри Москвы
Донская площадь. Крепости и монастыри Москвы
История монастыря Донского.
Очень интересна история возникновения Донского монастыря. Основание монастыря было  приурочено к победе русичей над татарским игом. Именно в те смутные времена татары основательно мешали спокойной жизни. И освобождение Москвы от набега крымского хана  Казы-Гирея вместе с его огромным войском в период 1591 – 1593 годов стало настоящим событием, которое решено было ознаменовать достойно и масштабно.  Донской монастырь был основан именно на том месте, где располагалась стоянка воинов перед решительным боем.

Крепости и монастыри Москвы

Новодевичий проезд

Андроньевская площадь

Восточная улица

Донская площадь

Даниловский вал

Тульская площадь

Боровицкий холм

Кремль

Основателем монастыря был царь Федор Иоаннович.
А название происходит от Донской иконы Божией Матери. Существует древнее предание, согласно которому  именно этой иконой происходило благословление самого князя Дмитрия Ивановича вместе с его войском. Именно ею преподобный Сергий Радонежский послал воинов на битву Куликовскую, на правое и богоугодное дело – освобождение земель русских. А так как битва, в которой геройски отличились и выиграли сражение русичи, происходила около берегов реки Дона, то с тех пор икону стали называть Донской, впрочем, славный полководец Дмитрий Иванович стал так же именоваться Донским. И именно с того самого момента иконе стали приписывать чудесное защитное действие и обязательным ритуалом стало молиться перед трудным боем. Воины всех сословий в своих молитвах обращались к Божией Матери с просьбой о защите и содействии в скорой победе.
Особенно не будем сгущать краски, но все же, обратимся к истории тех времен. Ужасный период для народа российского. Что может быть страшнее – Москва в осаде. Хан татарский Казы-Гирей у самого города. Он основал свой лагерь, расположив своих отчаянных головорезов на Воробьевых горах и в селе Коломенском. Казалось бы – жители города и оборонцы должны впасть в отчаяние, но происходит что-то по истине странное. Ведь ни с того ни с сего ночью, с 4го на 5ое июля 1591 года вдруг весь город запылал огнями. Яркими, огненными всполохами осветились башни монастырей, Белого города и Кремля. Из города доносились бравые звуки барабанов и литавров, слышались залпы орудий. Татары были в замешательстве. Бедолаги, измученные боями, просто недоумевали и были под впечатлением странного и нелогичного поведения осажденных москвичей.  Вскоре неподалеку от стана был пленен русичь. Его одежда выдавала знатное происхождение, однако, он был без оружия и коня. Татары, угрожая мучительной смертью и изощренными пытками, стали его допрашивать. Но странный ночной путешественник поведал изначально по-доброму, а далее под всевозможными страшными пытками (но при этом, нисколько не путаясь и не изменяя показаний), что со всех сторон, из самого великого Новгорода, пришло огромное прекрасно вооруженное воинство, которое на следующий же день вступит в жаркую битву с ханом. И именно по этому поводу благодарные и обрадованные москвичи жгут костры и празднуют так громко…Татары были повержены такой новостью. Удивленные и напуганные, они спешно покидают  место стоянки и позорно бегут. Их бегство было настолько поспешным и неорганизованным, настолько воины и предводитель  были в панике, что, по словам очевидцев, не только под утором не осталось следа от орды, следы их поспешного бегства были заметны по подавленным в явной спешке соплеменникам и лошадям, а так же по поваленным  молодым деревьям и кустам. А татарское войско, столь бесславно бежавшее, в дальнейшем было схвачено и уничтожено на переправе через реку Оку. Этот поход под предводительством хана Казы-Гирея, был последним набегом на земли российские, по крайне мере по дальности и масштабности. Более татары до Москвы не добирались.
По мнению некоторых, все эти красивые и интересные истории о славной победе над татарами, о хитрости русичей – не более чем «искаженные предания старины». Кое-кто скажет, что, дескать, Донской монастырь был построен как форпост, с единственной целью – защита Москвы. Ведь именно со стороны юго-запада город оставался незащищенным. Что построенные монастыри: Андроников, Симонов и Ново-Девичий, прекрасно справлялись со своей охранной функцией, и только Калужская дорога была весьма уязвима и доступна для набегов неприятеля, что и было очевидно при столь агрессивном набеге на Москву крымского хана. Кто знает, возможно, что именно из этих соображений был построен Донской монастырь, и все вышеописанное не что иное, чем красивая легенда. Кто знает…
Кому интересно, то ниже в хронологическом порядке описаны самые значимые события из многовековой истории монастыря.
Итак, на период 1591 – 1593 годов приходится основание монастыря и возведение собора, который ныне именуется Малым собором.
В 1650 году монастырь лишают самостоятельности и отдают его в ведомство Андреевского монастыря. Это обстоятельство связано с приходом к власти Романовых, а монастырь к тому временем слыл и даже назывался «Годуновским».
Период 1684 – 1698 годов был ознаменован возведением Большого собора. Его строительство велось на личные деньги сестры Петра Первого, Екатерины Алексеевны.
В достаточно длительный временной период – с 1686 по 1711 года возводят стены вокруг монастыря и башни. Строительство было полностью профинансировано  Кириловым Яковом Аверкиевичем, дьяком.
В 1713 году была возведена надвратная церковь. Строительство церкви велось по инициативе и на средства царицы Прасковьи Федоровны и царевны Екатерины Иоанновны (ее дочери).
Середина XVIII века.  Заканчивается возведение колокольни по проекту архитекторов Трезини, Ухтомского и Евлашова.
В страшном и смутном 1771 году в Москве происходит «чумной бунт», во время которого убивают архиепископа Амвросия. После убийства и отпевания его хоронят в Малом соборе монастыря.
В 1785 году знаменитым итальянским мастером, художником Клауди, был расписан Малый собор. (Кстати, этим же художником была мастерски расписана церковь Святой Великомученицы Татианы на Моховой).
Во время русско-французской войны, а именно в 1812 году французские мародеры обворовывают монастырь – вынося из него все самое ценное. Однако, при отступлении французов, казаками, которые вели наступление, были отобрано большое количества серебра, которое переплавили и изготовили ризы для икон монастыря.
 С приходом к власти большевиков, в 1918 году монастырь и все храмы закрывают.
В 1927 году происходит вообще неслыханное – в монастыре был открыт и действовал некоторое время крематорий. Таким образом, большевики и новая власть решили бороться с религией. При этом они не просто унизили храм, они решили идти вразрез с христианским наследием – вместо захоронения в земле, они решили предавать тела умерших огню.
Но уже спустя семь лет, в 1934 году, в Донском монастыре открывают Музей русской архитектуры.
Генеральным секретарем СССР товарищем Брежневым Леонидом Ильичем в 1982 году был подписан указ, на основании которого Донской монастырь должен был отойти к Московской Патриархии. На территории монастыря должны были разместить резиденцию Патриарха. Однако этому не суждено было случиться, так как буквально спустя несколько дней Брежнев умирает. Исполнение решения приостанавливают. Потом все переигралось и уже весной 1983 года в ведомство Патриархии вместо Донского монастыря отходит монастырь Свято-Даниловский.
1992 год, однако, по иным источникам - 1989 год, был ознаменован обретением мощей Святого Тихона, патриарха. Во время проведения основательных ремонтных работ Малого собора монастыря, строителями была обнаружена плита. На плите было написано следующее – «Святейший Тихон. Патриарх Московский и Всея Руси». Удивительным был тот факт, что мощи Тихона находились в склепе на протяжении 67 лет, и, несмотря на повышенную влажность, сохранились практически идеально. Патриарха Тихона сразу же причислили к лику святых. А его мощи были перемещены в раку и установлены в Большом соборе.
Если Вам стало интересно прикоснуться к истории Руси, а возможно и самому проникнуться или попытаться доискаться до истины, то рекомендуем посетить это воистину интересное и живописное место. Куда Вы сможете без труда добраться. Адрес никто не держит в секрете. Это станция метро «Шаболовская», Донская площадь,1. Входить на территорию монастыря можно абсолютно свободно. Это же касается и некрополя, который принимает всех желающих ознакомиться по выходным дням, в субботу и воскресенье с 10.00 до 16.00. желающие, могут позвонить по телефонам (495) 952-16-46 (телефон дежурного); 945-10-10;945-48-57.
На территории Донского монастыря Вы можете посетить и увидеть: Большой собор (1684-1693 годов); Малый собор Донской иконы Божией Матери (1591-1593 годов) со специальной трапезной, но уже более поздних годов постройки (1678 года) и уникальной колокольней (1679 года), часовню-усыпальницу Левченко и множество удивительных храмов – Георгия Победоносца, Михаила Архангела, Тихвинской иконы Божией Матери, святого Тихона – Патриарха Всероссийского, преподобного Серафима Саровского, праведных Захарии и Елисаветы, преподобного Иоанна Лествичника и преподобного Александра Свирского. Кроме этого, Вы получите огромное удовольствие от созерцания старинных памятников архитектуры и получите массу приятных впечатлений от прекрасной прогулки по святым и историческим местам.

19 августа 2008 г.

  • Да
    4 сентября 2008 г.

    Вот где побывать хотела бы

  • 1 
 

e-mail - . e-mail .
e-mail