Донская площадь. Продолжение. Крепости и монастыри Москвы
Прогулка по Донскому монастырю. С чувством, с толком…
При входе на территорию монастыря, первое, что покоряет посетителя – это обилие цветов. Поэтому, если у Вас есть выбор, то советуем посетить сии места весной или летом, ну и осенью еще будет красиво, хотя кому как.
Если начинать свою прогулку от Большого собора, то внимание привлекает то обстоятельство, что от него ведут две тропинки в разные стороны – влево и вправо. Если направить свои стопы в левую сторону, то наткнешься на шлагбаум. И сразу же становиться понятно, что дальше (по непонятным причинам вход воспрещен). Это дает понять не только вид шлагбаума, но и специальная охранная сторожка, в которой находится охранник и не просто старенький дедок, с которым просто и легко договориться, а (ни много, ни мало) бравый солдат. Если
присмотреться, то видно, что на запрещенной к доступу территории размещаются небольшое количество чистеньких и аккуратненьких часовен (причем недавнего времени постройки), церковь Успения Божией Матери на Покрове и Сухарева башня. Тропинка вправо ведет к некрополю, в той же стороне располагаются Малый собор, церковь Архангела Михаила и братские кельи.
Итак, начинаем свою прогулку с самого начала, а именно с созерцания Большого собора.
При этом стоит отметить, что на территории Донского монастыря весьма лояльно относятся к внешнему виду посетителей. Проходящие мимо служители и рьяные прихожане не сделают Вам замечания, если заметят, что по территории святого места Вы прогуливаетесь с непокрытой головой или в брюках (весьма удобно, Вы не находите?). Итак, путь следования – Большой собор.
Величие Большого собора.
Если Вам посчастливилось с ясной и приятной погодой, то настоятельная рекомендация – осмотрите как следует собор не только изнутри, но и снаружи. Ведь действительно – есть на что посмотреть. Впечатляет все – его спокойная величавая монументальность и удивительной красоты и искусности иконостас, в шесть ярусов и весь резной, и богатая и обильная позолота собора. При строительстве не поскупились – даже колонны и те красиво расписаны. Ранее в этом соборе находилась знаменитая Донская икона Божией Матери (по преданию, обладающей великой покровительственной силой), которую написал великий иконописец Феофана Грека. Позже икону перенесли в Благовещенский собор Кремля, а ныне ею можно любоваться уже в Третьяковской Галерее.
Как уже упоминалось - если вправо пойдешь, то в некрополь попадешь.
Некрополь Донского монастыря. Позитив и приятные впечатления.
Если Вы настроены скептически или не любители посещать столь скорбные места, то позвольте Вас разуверить – прогулка по некрополю совершенно не похожа на посещение современного кладбища, это совершенно другое дело. Возможно, все дело в том, что захоронения древние и посетители не страшатся наткнуться на могилы своих усопших родственников, близких или друзей. А возможно, все дело скрыто за давностью лет, и гуляя по некрополю, посетитель ощущает себя как бы в музее. Ведь на территории некрополя практически нет, привычных для нас кладбищенских крестов. Места захоронения отмечены усыпальницами, плитами или вазонами, колоннами, родовыми гербами, урнами или плакальщицами, встречаются даже удивительные пирамиды. Вся территория некрополя просто утопает в оптимистичной зелени (если Вы посетили его весной или летом), либо украшена багрянцем и желтизной спокойной осенью. Удивительно умиротворенное и тихое настроение проникает в самую глубину души. Мысли становятся светлыми и прозрачными, отпадает всякая охота говорить, и приходит спокойное желание – бродить и размышлять обстоятельно и неспешно (и куда девается вся суетливость?). Но, мы отвлеклись, давайте все же попытаемся сосредоточиться и обратиться к истории.
Монастырский некрополь.
Как правило, у каждого монастыря есть свои захоронения. Чаще всего самыми первыми могилами на них становятся места захоронений настоятелей монастыря и населявших его монахов. А вот в некрополе Донского монастыря первое, что бросается в глаза это то, что за редким исключением практически на всех надгробиях указаны даты, которые принадлежат к началу XVII века. Возникает резонный вопрос, - если монастырь был построен в XV веке, то почему же захоронения начались, лишь спустя три века? У историков на этот вопрос существует вполне обоснованный ответ. Дело в том, что Донской монастырь до середины XVII века был весьма бедным и скорее всего, что настоятелей монастыря хоронили в Андреевском монастыре (к которому и был приписан монастырь Донской). Достоверным историческим фактом является еще и то обстоятельство, что в XVIII веке (когда некрополь уже существовал) монахи, которые были не прочь подзаработать, попросту уничтожали (сравнивали с землей) бедные или заброшенные захоронения. Возможно, именно по этой причине самыми ранними захоронениями являются могилы грузинского царевича Давида, почившего в 1688 году и двух его братьев – Александра и Матвея, умерших в 1711 году.
Некрополь монастыря Донского еще назван «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы». Такое название кладбищу дали в силу того обстоятельства, что на территории находится огромное количество захоронений знаменитых и великих личностей, москвичей, жителей Арбата, Поварской, Пречистенки, и так далее. Именно сюда в 1930х годах был перенесен и перезахоронен прах великого русского художника Перова В.Г. здесь покоятся представители славного дворянского сословия города Москвы – дворяне Хвощинские, Нарышкины, Мухановы, Протасовы, Хвощинские, Глебовы-Стрешневы, Петрово-Солово; князья Волконские, Вяземские, Голицыны, Урусовы, Долгоруковы; графы Толстые, Бобринские, Зубовы, Панины. Здесь нашла свое последнее пристанище знаменитая московская помещица Дарья Салтыкова, более известная как «Салтычиха». Большое количество поэтов, писателей (Сумароков А.П., Херасков М.М., Соллогуб В.А., Одоевский В.Ф., Дмитриев И.И.); известные российские историки (Ключевский В.О., Бантыш-Каменские Н.Н. и Д.Н.); знаменитый философ Чаадаев П.Я.; талантливый архитектор Бове О.; композитор Танеев С.И. Здесь же находятся захоронения и других великих и славных москвичей – Демидова П.А. (горнозаводчик), Жуковского Н.Е. (знаменитый авиатор), Репина Н.В. (фельдмаршал), Трубецкого С.П. (первый выборный ректор университете города Москвы).
Именно в некрополе Донского монастыря похоронены ближайшие родственники великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его дед и бабушка по отцовской линии – Пушкины Лев Александрович и Ольга Васильевна. Дядя поэта – Пушкин Василий Львович, его тетушки – Елизавета и Анна Львовны, а так же сестра Софья и брат поэта Павел. Кроме того, здесь покоится огромное количество друзей великого поэта, с которыми Пушкин в свое время кутил, развлекался и общался. Примечательно, что практически у каждой такой могилы находится мемориальная табличка, в которой указано, в каком именно произведении поэта описывается то или иное событие, тот или иной дом.
В некрополе так же имеются три специальных стенда с информацией о захоронениях, но в данное время, к сожалению, очень трудно что-либо понять и почерпнуть интересующую информацию о захоронениях.
Малый монастырский собор.
Малый собор вызывает восхищение одним своим внешним видом. Изначально, при создании монастыря в 1591-1593 годах, это был единственный собор, а свое название – Малый он получил в связи с постройкой Большого собора (в 1684 – 1698 годах), более массивного и величественного. Когда то давно собор был украшен удивительными искусными фресками, среди которых было изображение Бориса Годунова и что интересно – это изображение было выполнено при его жизни. Однако, к огромному сожалению, фрески до наших дней не сохранились. Возможно, что они были уничтожены во времена прихода к власти Романовых (которые, как известно, были ярыми соперниками Годунова), а возможно, что настенная живопись была уничтожена в период 1670х годов. Ведь именно в это время происходила перестройка монастырского собора. Так или иначе, но полюбоваться прекрасными фресками современникам не суждено.
Монастырские горельефы – истинное чудо.
Многих посетителей особенно впечатляют именно горельефы Донского монастыря. Все горельефы, естественно, выполнены на библейские темы. Рядом с каждым находится пояснительная табличка, а самым удивительным и красивым считается «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар». Изначально, правда, они принадлежали храму Христа Спасителя. Но в 1930 годах, когда решено было взорвать храм, горельефы были спасены и перенесены в Донской монастырь. Эти горельефы – настоящее чудо, которое, кажется, дышит, если прислушаться, то, кажется, что улавливаешь легкое биение каменного сердца, величественного и вечного, как Вселенная. Некоторые считают, что после возведения нового храма Христа Спасителя горельефы должны были бы вернуться восвояси, но пока эти шедевры остаются в Донском монастыре. Да и правильно, ведь именно благодаря монастырю они и уцелели.
Церковь Архангела Михаила.
Эта церковь возводилась в качестве усыпальницы и принадлежала роду Голицыных. Она находится поблизости от келий и расположена на территории, которую посещать запрещено. Это красивое здание, у стен которого так же захоронены члены семейства Нарышкиных. Удивительно то, что род Нарышкиных отнюдь не беден и достаточно богат, а вот своей личной усыпальницы, почему то не имеет. Самое ошеломляющее впечатления на посетителей производят гробнички детей и младенцев, которые представляют собой пирамидки или достаточно массивные камни, совершенно неотесанные и необрамленные.
Наша замечательная прогулка подошла к концу.
При входе на территорию монастыря, первое, что покоряет посетителя – это обилие цветов. Поэтому, если у Вас есть выбор, то советуем посетить сии места весной или летом, ну и осенью еще будет красиво, хотя кому как.
Если начинать свою прогулку от Большого собора, то внимание привлекает то обстоятельство, что от него ведут две тропинки в разные стороны – влево и вправо. Если направить свои стопы в левую сторону, то наткнешься на шлагбаум. И сразу же становиться понятно, что дальше (по непонятным причинам вход воспрещен). Это дает понять не только вид шлагбаума, но и специальная охранная сторожка, в которой находится охранник и не просто старенький дедок, с которым просто и легко договориться, а (ни много, ни мало) бравый солдат. Если
|
Итак, начинаем свою прогулку с самого начала, а именно с созерцания Большого собора.
При этом стоит отметить, что на территории Донского монастыря весьма лояльно относятся к внешнему виду посетителей. Проходящие мимо служители и рьяные прихожане не сделают Вам замечания, если заметят, что по территории святого места Вы прогуливаетесь с непокрытой головой или в брюках (весьма удобно, Вы не находите?). Итак, путь следования – Большой собор.
Величие Большого собора.
Если Вам посчастливилось с ясной и приятной погодой, то настоятельная рекомендация – осмотрите как следует собор не только изнутри, но и снаружи. Ведь действительно – есть на что посмотреть. Впечатляет все – его спокойная величавая монументальность и удивительной красоты и искусности иконостас, в шесть ярусов и весь резной, и богатая и обильная позолота собора. При строительстве не поскупились – даже колонны и те красиво расписаны. Ранее в этом соборе находилась знаменитая Донская икона Божией Матери (по преданию, обладающей великой покровительственной силой), которую написал великий иконописец Феофана Грека. Позже икону перенесли в Благовещенский собор Кремля, а ныне ею можно любоваться уже в Третьяковской Галерее.
Как уже упоминалось - если вправо пойдешь, то в некрополь попадешь.
Некрополь Донского монастыря. Позитив и приятные впечатления.
Если Вы настроены скептически или не любители посещать столь скорбные места, то позвольте Вас разуверить – прогулка по некрополю совершенно не похожа на посещение современного кладбища, это совершенно другое дело. Возможно, все дело в том, что захоронения древние и посетители не страшатся наткнуться на могилы своих усопших родственников, близких или друзей. А возможно, все дело скрыто за давностью лет, и гуляя по некрополю, посетитель ощущает себя как бы в музее. Ведь на территории некрополя практически нет, привычных для нас кладбищенских крестов. Места захоронения отмечены усыпальницами, плитами или вазонами, колоннами, родовыми гербами, урнами или плакальщицами, встречаются даже удивительные пирамиды. Вся территория некрополя просто утопает в оптимистичной зелени (если Вы посетили его весной или летом), либо украшена багрянцем и желтизной спокойной осенью. Удивительно умиротворенное и тихое настроение проникает в самую глубину души. Мысли становятся светлыми и прозрачными, отпадает всякая охота говорить, и приходит спокойное желание – бродить и размышлять обстоятельно и неспешно (и куда девается вся суетливость?). Но, мы отвлеклись, давайте все же попытаемся сосредоточиться и обратиться к истории.
Монастырский некрополь.
Как правило, у каждого монастыря есть свои захоронения. Чаще всего самыми первыми могилами на них становятся места захоронений настоятелей монастыря и населявших его монахов. А вот в некрополе Донского монастыря первое, что бросается в глаза это то, что за редким исключением практически на всех надгробиях указаны даты, которые принадлежат к началу XVII века. Возникает резонный вопрос, - если монастырь был построен в XV веке, то почему же захоронения начались, лишь спустя три века? У историков на этот вопрос существует вполне обоснованный ответ. Дело в том, что Донской монастырь до середины XVII века был весьма бедным и скорее всего, что настоятелей монастыря хоронили в Андреевском монастыре (к которому и был приписан монастырь Донской). Достоверным историческим фактом является еще и то обстоятельство, что в XVIII веке (когда некрополь уже существовал) монахи, которые были не прочь подзаработать, попросту уничтожали (сравнивали с землей) бедные или заброшенные захоронения. Возможно, именно по этой причине самыми ранними захоронениями являются могилы грузинского царевича Давида, почившего в 1688 году и двух его братьев – Александра и Матвея, умерших в 1711 году.
Некрополь монастыря Донского еще назван «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы». Такое название кладбищу дали в силу того обстоятельства, что на территории находится огромное количество захоронений знаменитых и великих личностей, москвичей, жителей Арбата, Поварской, Пречистенки, и так далее. Именно сюда в 1930х годах был перенесен и перезахоронен прах великого русского художника Перова В.Г. здесь покоятся представители славного дворянского сословия города Москвы – дворяне Хвощинские, Нарышкины, Мухановы, Протасовы, Хвощинские, Глебовы-Стрешневы, Петрово-Солово; князья Волконские, Вяземские, Голицыны, Урусовы, Долгоруковы; графы Толстые, Бобринские, Зубовы, Панины. Здесь нашла свое последнее пристанище знаменитая московская помещица Дарья Салтыкова, более известная как «Салтычиха». Большое количество поэтов, писателей (Сумароков А.П., Херасков М.М., Соллогуб В.А., Одоевский В.Ф., Дмитриев И.И.); известные российские историки (Ключевский В.О., Бантыш-Каменские Н.Н. и Д.Н.); знаменитый философ Чаадаев П.Я.; талантливый архитектор Бове О.; композитор Танеев С.И. Здесь же находятся захоронения и других великих и славных москвичей – Демидова П.А. (горнозаводчик), Жуковского Н.Е. (знаменитый авиатор), Репина Н.В. (фельдмаршал), Трубецкого С.П. (первый выборный ректор университете города Москвы).
Именно в некрополе Донского монастыря похоронены ближайшие родственники великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его дед и бабушка по отцовской линии – Пушкины Лев Александрович и Ольга Васильевна. Дядя поэта – Пушкин Василий Львович, его тетушки – Елизавета и Анна Львовны, а так же сестра Софья и брат поэта Павел. Кроме того, здесь покоится огромное количество друзей великого поэта, с которыми Пушкин в свое время кутил, развлекался и общался. Примечательно, что практически у каждой такой могилы находится мемориальная табличка, в которой указано, в каком именно произведении поэта описывается то или иное событие, тот или иной дом.
В некрополе так же имеются три специальных стенда с информацией о захоронениях, но в данное время, к сожалению, очень трудно что-либо понять и почерпнуть интересующую информацию о захоронениях.
Малый монастырский собор.
Малый собор вызывает восхищение одним своим внешним видом. Изначально, при создании монастыря в 1591-1593 годах, это был единственный собор, а свое название – Малый он получил в связи с постройкой Большого собора (в 1684 – 1698 годах), более массивного и величественного. Когда то давно собор был украшен удивительными искусными фресками, среди которых было изображение Бориса Годунова и что интересно – это изображение было выполнено при его жизни. Однако, к огромному сожалению, фрески до наших дней не сохранились. Возможно, что они были уничтожены во времена прихода к власти Романовых (которые, как известно, были ярыми соперниками Годунова), а возможно, что настенная живопись была уничтожена в период 1670х годов. Ведь именно в это время происходила перестройка монастырского собора. Так или иначе, но полюбоваться прекрасными фресками современникам не суждено.
Монастырские горельефы – истинное чудо.
Многих посетителей особенно впечатляют именно горельефы Донского монастыря. Все горельефы, естественно, выполнены на библейские темы. Рядом с каждым находится пояснительная табличка, а самым удивительным и красивым считается «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар». Изначально, правда, они принадлежали храму Христа Спасителя. Но в 1930 годах, когда решено было взорвать храм, горельефы были спасены и перенесены в Донской монастырь. Эти горельефы – настоящее чудо, которое, кажется, дышит, если прислушаться, то, кажется, что улавливаешь легкое биение каменного сердца, величественного и вечного, как Вселенная. Некоторые считают, что после возведения нового храма Христа Спасителя горельефы должны были бы вернуться восвояси, но пока эти шедевры остаются в Донском монастыре. Да и правильно, ведь именно благодаря монастырю они и уцелели.
Церковь Архангела Михаила.
Эта церковь возводилась в качестве усыпальницы и принадлежала роду Голицыных. Она находится поблизости от келий и расположена на территории, которую посещать запрещено. Это красивое здание, у стен которого так же захоронены члены семейства Нарышкиных. Удивительно то, что род Нарышкиных отнюдь не беден и достаточно богат, а вот своей личной усыпальницы, почему то не имеет. Самое ошеломляющее впечатления на посетителей производят гробнички детей и младенцев, которые представляют собой пирамидки или достаточно массивные камни, совершенно неотесанные и необрамленные.
Наша замечательная прогулка подошла к концу.
(Автор: Волошина Яна)
19 августа 2008 г.
. , .