Против взлома нет приема или кто такие сквоттеры?
Человеческой изобретательности нет предела. Какие бы суровые условия не вставали у людей на пути, выход всегда найдется. К примеру, Англия уже всерьез поплатилась за свои гуманные законы. По закону Великобритании, непрошеных жильцов, проникших в дом по собственному желанию, не только не сажают в тюрьму, но даже дают право на жительство. Таких самовольных поселенцев уже 30 000, и зовутся они сквоттерами.
Началось это сумасшествие еще в 60-х, во время жилищного кризиса. Основной жилфонд страны принадлежит государству, цены на квартиры и дома заоблачные, а очереди на их получение бесконечные. При этом многие дома пустуют: владельцы не сдают дешевле, новостройки «держат» с целью дороже продать, а у государства резерв пустых квартир. В 90-е многие публичные заведения и библиотеки опустели, из-за нехватки средств. Вот такое пустующее жилье и атакуют сквоттеры, по ночам взламывая двери. Они просто меняют замок и объявляют жилье своим. Эти люди приводят в порядок захваченные дома и просто живут, оплачивая коммунальные услуги.
Часто они открывают в пустых зданиях клубы и кафе. А занятый объект называют сквотом. Среди сквоттеров есть студенты, эмигранты и безработные. Но есть и те, кто вступил в движение из идейных соображений, а не по нужде. Они заселили целый ряд улиц на востоке, в «London Fields». Там поселились свободные художники, безработные и студенты, и даже служащие. Организация у сквоттеров серьезная. Они обзавелись сетью клубов и ресторанов, квартирами и наняли адвокатов. Сквоттеры даже выпускают журнал о своем движении и проводят ликбез новичкам.
Почему их до сих пор не разогнали и не посадили в тюрьму? По древнему закону Англии, никто не имеет права ломиться в дом без ордера. Твой этот дом или нет – не важно. Важно, что ты внутри и открывать не хочешь. А если все же дверь вынесут – можно легко отсудить у «негодяя» 5 000 фунтов и даже посадить его на полгода под стражу. Гос. квартиры легко узнать по железной двери, которую без проблем вскрывают сквоттеры. Тут есть одна тонкость – в жилую квартиру ломиться нельзя, даже если хозяева в отъезде. А в пустующую можно, но важно, чтоб никто не «застукал» за этим делом, а также надо успеть врезать замок. Занять пустое жилье – не порок, а вот не оплачивать «коммуналку» - наказуемо.
Интересно, что если в захваченный дом проникнут в отсутствие сквоттера и повторят его приемы, он теряет «право» на проживание. Поэтому поселенцы стараются не оставлять жилье без присмотра. Когда управдом начнет выносить дверь в занятую жилплощадь, открывать ни в коем случае нельзя. Если через прорез для почты сказать, что занимаешься легальным сквоттингом и знаешь законы – быстро оставят в покое.
Единственный тревожный сигнал для переезда – если дом заселяют законные хозяева. Многие из тех, кто стоял в квартирной очереди, сквоттингом добивались получения квартир. А кто-то так и оставил жилье себе, став легальным владельцем. Для этого надо продержать оборону 12 лет, гласит закон. На самом деле эти люди – не нищие оборванцы, а вполне обычный народ, разве что свободный от «дежурных» манер и открытый для общения. Кроме того, они всегда помогут решить вопрос с проживанием.
В 2005 году сквоттеры захватили пустующий полицейский участок, вывесив пиратские флаги. Полиция долго разрабатывала план, как проникнуть в собственную обитель, сквозь решетки и преграды. В 1998 году «жертвой» сквоттеров стал лондонский паб. Художник, из группы «захвата» за несколько месяцев разрисовал стены фресками, снаружи и изнутри. Когда сквоттеров стали выселять, художник облил бензином свои работы и поджег, не желая смотреть, как его труд уничтожат другие.
Другой «мастер кисти и красок» занял церковь и реставрировал фрески, вернув их к жизни. На сей раз власти сжалились и отдали объект на его попечение. А на днях сквоттеры заселились в шестиэтажный особняк стоимостью 10 млн. долларов. Это одно из самых престижных зданий города, а новые «хозяева» уже вовсю заняты ремонтом, и съезжать не собираются. Как видите, против взлома нет приема, по крайней мере, в Англии.
Да и Москве не отстают, хотя эпоха сквотерства канула в прошлое. В 1987 году Фурманный переулок заселили художники. Многие провинциалы решились на переезд с целью там поселиться. В те времена картины продавались как горячие пирожки. В 90-х власти вспомнили о своем имуществе, тогда часть художественного сообщества уже имела свое жилье, а остальные перекочевали на Чистые Пруды и Ордынку. Затем появился сквот на Петровском бульваре и в Трехпрудном переулке.
На Петровском обосновался Петлюра, и жизнь в сквоте казалась непрерывным фестивалем альтернативы. Там проводились показы кино, мод, выступления балета и безумные дискотеки во дворе; работал бутик "инакой моды" тридцатых годов. А в Трехпрудном жили ростовчане. Мастерские Фишкина, Китупа, жили там Валерий Кошляков и Авдей Тер-Оганян. В мансарде под крышей находилась "Галерея на Трехпрудном".
А в Петербурге эпоха сквотерства привела к тому, что художественное сообщество отвоевало себе место в центре, на Пушкинской 10. Кроме художников и музыкантов "Свободной культуры", на Пушкинской разместились Музей "Новой Академии Изящных Искусств" и Музей Нонконформистского Искусства. А также масса фотогалерей, музыкальных магазинов и клубов, театры и множество других творческих заведений и сообществ. Есть в Петербурге и сквот "Речники" - объединение молодых художников – они кочуют из одного дома в другой. Вот такие интересные, творческие и свободолюбивые люди эти сквоттеры. Одним словом, искусство требует жертв. Ну или, как минимум, свободных зданий.
Читайте также:
Сковттеры Великобритании поселились в двух элитных особняках Лондона
10 ноября 2008 г.
Прикольные ребята
С ума сойти! Даже не верится, что в нашей стране такое возможно!