Фиораванти Аристотель
Фиораванти Аристотель - (1415 - не ранее 1486) - итальянский архитектор.
Знаменитый итальянский инженер и архитектор ХV века Аристотель Фиораванти, прославившийся в России только одним грандиозным архитектурным сооружением, родился в 1415 году в городе Болонье. Ему повезло появиться на свет в семье архитекторов, знаменитых до такой степени, что их имена уже с середины XIV века неизменно присутствовали в списках итальянских городских хроник.
За ряд смелых инженерных решений, реализованных Фиорованти в середине XV века в Италии, некоторые историки называют его предшественником Леонардо да Винчи. К 1464 году Аристотель Фиораванти снискал славу крупнейшего инженера, не имеющего себе равных в мире. В 1474 году, во время встречи в Риме с российским послом Семёном Толбузиным, шестидесятилетний итальянский зодчий подписал контракт о производстве строительных работ в загадочном Московском государстве, легенды о котором уже несколько лет ходили по Европе, будоража умы людей разных сословий.
Весной 1475 года Аристотель вместе с сыном и в сопровождении слуги прибыл в Москву. Царь Иван III радушно встретил прославленного мастера и поселил его на жительство неподалёку от своих царских палат. Первым же делом, порученным Аристотелю московским великим князем, было возведение нового Успенского собора в Кремле, который должен был стать главной святыней того времени.
Фиораванти начал работы с разрушения остатков старой церкви, обвалившейся в результате подвижки грунта. Остатки старых стен разрушались с помощью применения механизма под названием «баран», представляющего собой окованное железом дубовое бревно, подвешенное на специальном сооружении из брусьев. Бревно оттягивалось назад и затем, отпущенное, со страшной силой ударяло в находящееся перед ним препятствие. Таким необычным для жителей Москвы способом зодчему удалось в течение недели снести остатки стен старого храма, на строительство которого ранее потребовалось три года.
После этого итальянец велел выкопать глубокий ров, в основание которого забили дубовые сваи, а уже на них был уложен фундамент. Для того чтобы получить кирпич высокого качества и употребить его на строительство нового храма, Аристотелю пришлось выстроить несколько кирпичных заводов. В этот же год Аристотель приступил к кладке как наружных, так и внутренних стен собора из белого камня. А свой новый фирменный кирпич он стал использовать для забутовки пространства между каменными стенами, упрощая и ускоряя процесс строительства, и более рационально распределяя нагрузку на стены.
При реализации этого проекта Фиораванти применил ещё немало новшеств, поднявших качество архитектурно-строительных работ на невиданный ранее уровень. Постановка внутренних столбов позволила делать более широкие крестовые своды, увеличивая внутреннее пространство помещений. А применение металлических связей, закрепляемых анкерами на наружных стенах, вместо используемых ранее повсеместно дубовых, позволило усилить прочность здания. Для сокращения сроков и облегчения производства работ Аристотель сделал множество подъёмников, с помощью которых подавались рабочим на леса кирпич и известковый раствор.
Строительство собора было закончено в 1477 году, а ещё через пару лет, понадобившихся на внутреннюю отделку, в августе 1479 года, Успенский собор торжественно освятили. Таким образом, итальянский мастер создал необыкновенное по тем временам архитектурное сооружение, ставшее местом венчания на царство князей, царей и императоров России, поставления митрополитов и патриархов, усыпальницей высших церковных иерархов. Красотой и величием, мощью и монументальностью Успенского собора, сохранённого и отреставрированного как изнутри, так и снаружи, и в настоящее время могут насладиться посетители Московского Кремля.
Великий итальянский мастер, Аристотель Фиораванти, проживший необыкновенно долгую по тем временам жизнь, упокоился в необозримых просторах российских земель предположительно в 1485 году, достигнув семидесятилетнего возраста и вошедши в историю мировой культуры всего одним, но чрезвычайно величественным сооружением, созданным им в Москве.
7 февраля 2011 г.
. , .