От Большой Лубянки до Сретенки. Несносимая только история
Лубянка Большая улица
Ранее здесь находилась одна улица, которая вместе с Никольской была началом дороги от Кремля в Суздаль, Ростов Великий, а с XVI в. - к Архангельску и Белому морю. Кроме того, эта дорога была путевой для Михайло Ломоносова, именно по ней он добирался в Москву.
Рождение улицы Сретенка датируется концом XV в., а называлась так по Сретенскому монастырю, который здесь находился. В XVI веке переселенные в Москву жители Новгорода Великого, который соединили со столицей, дали название части улицы - Лубяница, в память об одной из новгородских улиц. В период XVI-XVII здесь селились торговцы и мелкие ремесленники, но уже с XVIII в. этот район начали занимать и более состоятельные граждане. Со II-й половины XIX века Большую Лубянку стали застраивать крупные фирмы и добротные большие дома. Примером тому является тот факт, что революционному 1917 году лишь страховых компаний здесь насчитывалось пятнадцать. А вот на Сретенке сосредоточились в основном мелкие лавки и мастерские, располагавшиеся в нижних этажах домов, а верхние занимали дешевые квартиры. Здесь торговали продовольственными товарами, а ближе к Садовому кольцу все переулки и дворы Сретенки захлестывал громаднейший Сухарев рынок, который закрыли в конце 1920-х года из-за различных спекуляций и даже криминала. Но Сретенка отличается и другими особенностями, ее длина порядка восьмисот метров, а переулков целых шестнадцать, также здесь нет дворовых арок, а весь участок красной линии был заполнен витринами и торговыми лавками.
Давайте сегодняшнюю прогулку начнем с Лубянской площади. Итак, перед нами два монументальных здания ФСБ, занимающие целый квартал. По правой стороне здание № 2 выходит фасадом на площадь, перед нами страховое общество «Россия» (1899, арх. А. Иванов). В тридцатых годах прошлого столетия свою лепту в архитектуру столицы внес и А. Щусев, надстроив два верхних этажа, а в 1934-м к дому пристроили новый корпус (№4, арх. А. Лангман и И. Безруков), имевший цоколь из черного лабрадора и каменных рустов. В начале 1970-х левая сторона получила крупный тяжелый корпус (административного назначения). Еще проходим немного вперед, и мы на Большой Лубянке.
Слева - еще один корпус страхового общества «Россия» (№5, 1905, арх. Л. Бенуа, А. Гунст), где в 1918-1953 гг. здание занимал Наркомин (Народный комиссариат иностранных дел СССР), после - МИД. Домами 7 и 9 в конце XVII владел род князей Хованских, главой семьи был Иван Хованский - начальник Стрелецкого приказа, приговоренный к казне регентшей Софьей, более того, эти события были положены в оперу «Хованщина» (М. Мусоргский). Дома № 11 (1879, арх. А. Вебер) и № 13 (1904) представляю собой ординарные постройки конца позапрошлого века; в 1918-м их отдали чекистам, здесь сохранился кабинет председателя ВЧК Ф. Дзержинского (дом 11). В основе здания № 15 (1890-1891, арх. А. Каминский) - палаты середины XVIII в. Дом № 19 известен как Сретенский ставропигиальный монастырь (по нему и названа Сретенка). Далее стоят два дома - № 21 и 23, первый из них серый четырехэтажный дом, возведенный сретенским архимандритом в 1910-е годы, который сдавал помещения под магазины и фирмы. Другое здание (№ 23) украшено угловым эркером и завершается куполом (1896).
Возвращаемся в начало Большой Лубянка, ее правую сторону открывает дом спортивного общества «Динамо» (№ 12, 1928-1930, арх. И. Фомин). Рядом (дом № 14) построена в стиле барокко красивая городска усадьба сер. XVIII века - дворец графа Ф. Ростопчина, который в 1812-м во время наполеоновской войны был главнокомандующим Московским ополчением, сюда же был доставлен смертельно раненный генерал П. Багратион (этот дом и события описаны в «Война и мир» Л. Толстого). После исторического дома весь участок вплоть до Сретенского бульвара отдан под строительство административного здания. Здесь также стоит обратить внимание на дом № 24 (1902), здание построено в древнерусском стиле его владельцем арх. В. Чаниным.
За площадью Сретенские Ворота берет начало Сретенка. Об особенностях этой улицы мы упоминали, но есть еще один момент: Сретенка осталась не тронутой во время пожара 1812 г. и почти не пострадала от масштабной реконструкции 1930-1970 гг. Самым сложным в ее судьбе стал XXI век, над исторической архитектурой изрядно поиздевались, в неизменном виде сохранилась уникальная планировка улицы XVII-XVIII вв.
Мы находимся перед торговым домом № 1, который строили в 1806-м для гостиницы, почти в конце века, в 1892 г. арх. П. Ушаков придал дому его окончательные черты. Здание № 3 занимала церковь Успения в Печатниках (1695), а дом № 9 XVIII века - подворье купца Малюшина, где находились меблированные комнаты, торговые лавки, аптека и трактир. Дом № 11 приобрел купец Сущенков, который открыл здесь лавки и пристанище для нищих. Деловое здание (№ 15), выстроенное модернистском стиле, сохранило лепной декор, керамические фризы и большие окна. В уже несуществующем доме № 19 с 1914 до конца декабря 1997 г. располагался один из самых старых кинотеатров столицы «Уран», сейчас на этом месте театр «Школа драматического искусства». За ним следует караван обветшавших торговых домов, Сретенку завершает церковь Троицы в Листах (1651-1661; дом 27). Название храма возвращает нас во времена, когда рядом с ним находились лавки, где продавались дешевые лубочные картинки. В 1969 дома 31-35 были снесены, сейчас здесь площадка со входом в метро «Сухаревская».
Начало четной стороны Сретенки увековечили два купеческих дома: здание №4 известно кинотеатром, который был открыт в 1913-м, носивший названия Гранд-Электро, Фантомас, Искра и Хроника. Дом №6/2 в наше время был сильно перестроен, в период 1920-1980-х здесь находилось Московское художественное училище памяти 1905 года. Далее Сретку «украсил» ряд новоделов. Однако здесь приковывает взгляд большой многоквартирный дом № 26 (1913, арх. А. Измиров), который является самым крупным на улице. После этого дома Сретенка пережила ни одну «пластическую операцию», т.е. снос; улицу продолжили современные здания, окончательно перекромсав вековое естество и неповторимость исторического центра Москвы.
28 апреля 2011 г.
. , .