Центр Мейерхольда. Новослободская ул., 23
Новослободская улица
Более шести лет на Новослободской улице возводился Центр Мейерхольда. Все это время продолжалось только строительство. Что же касается разработки архитектурного проекта, поиска инвесторов, замысла В. Фокина, то процесс оказался куда более долгим и драматичным. Материализация мечты о создании уникального театрального дома требовала инвестиций. Неоднократные экономические катаклизмы приводили многие банки к банкротству, что с завидным постоянством обуславливало смену подрядчиков и инвесторов. Подчас случались совершенно анекдотические казусы. Так, солидный первоначальный инвестор французский банк «Лионский кредит» отпал сразу же, как одному из его руководителей в беседе с российским чиновником довелось услышать любопытную фразу: «И что это господин Фокин все время один ходит, пришел бы вместе с Мейерхольдом...». Первоначально проектированием занимался Юрий Гнедовский, президент Союза архитекторов. Затем пришла фирма Skidmore, Owings and Merrill, которую сменил другой русский архитектор Андрей Меерсон. В конце концов, проект вернулся к тем, кто его начинал. И поскольку все это время Центр продолжал строиться, получилась настоящая каша. Ни один из предложенных проектов даже в подметки не годился проекту Мейерхольда-Бархина-Вахтангова, сооружавшемуся в Москве в начале 30-х годов. В принципе здание Центра можно смело принять за гостиницу или торговый дом, банк или офис. И лишь кинетическая скульптура В. Красильникова, расположенная на уровне шестого этажа и выполненная по мотивам декорации Л. Поповой к спектаклю Мейерхольда «Великодушный рогоносец», остается единственным признаком, указывающим на театр, пропагандирующий к тому же идеи великого режиссера. Просто так театр, увы, не построишь, поскольку нет денег. Но их можно заработать, построив немножко магазинов или офисов, гостиницу или ресторан. А можно и все сразу соорудить. Сегодня в Москве в большинстве случаев именно так и поступают, практически не строят дома с ярко выраженной функцией, а строят многофункциональные комплексы. Оно и понятно! Магазин может прогореть, банк – лопнуть, театр - разделиться. Строение должно быть универсальным, чтобы в нем можно было разместить все что угодно. Поэтому внешний облик дома должен свидетельствовать не о чем-то конкретном, а обо все и сразу. Коммерческие площади должны подпитывать проект, содержать его, как сообщающиеся сосуды. Поскольку таких задач у нас пока решать не умеют, мейерхольдовский Центр превратился в настоящего кентавра, перекошенного в сторону нижней части. Несколько позже, в одном из интервью В. Фокин признался, что ему достаточно и 20% площади. Очень может быть, что ему этого и достаточно, но выстроенное на Новослободской здание от этого Центром Мейерхольда все же не стало. Строительство обошлось в сумму более 32 миллиона долларов, что не так уж и много по московским ценам. К примеру, строительство храма Христа Спасителя потянуло на миллиард. Здание вызвало противоречивые суждения. Каждый очередной проект становился первопроходцем, и конечная архитектура оказалась откровенно плохой. Используя проверенный способ и прибегнув к «постмодернизму», зодчие раздали всем сестрам по серьгам, соорудив коробку, творчески разработанную по краям. Поскольку строение высится на одной из главных московских улиц, нижний этаж, как и полагается, облицевали мрамором, а стоящую на хрупеньких колоннах угловую башню полностью застеклили (как – никак в 21 веке живем). Та часть комплекса, которая собственно и является театром, достаточно явно отделилась от всего здания, и будучи набранной из разнообразных форм, покрытых круглыми окошечками, оказалась зашитой в зеленый мрамор. Что касается технической оснастки здания, то оно, безусловно, отвечает всем современным требованиям. С архитектурным же решением дело обстоит дело куда сложнее. Архитекторы планировали построить театр, о котором мечтал В. Мейерхольд. Однако строение получилось вторичным, скучным и нестильным. Был слеплен скорее некий условный образ, нежели театр Мейерхольд
21 мая 2008 г.
Комментарии наших пользователей
Я считаю что в нашей стране вообще нет и никогда не было архитектуры. Это очередной барак.
здание вцелом неплохое, современное. но по общепринятым меркам - для театра, действительно, малоподходящее. оно скорее всего подходит для офисов или для другой деловой деятельности.
Многофункциональность не всегда хороша и особенно сложна для архитектурных решений. Здание не смотрится гармоничным. Если бы не знала, что в здании театр, никогда бы самостоятельно не догадалась.