Плакаты – показатели общего сознания людей того времени
1925 год. Плакат. «На кухне дома не сиди, на выборы в Совет иди». «Раньше работница темная была, а теперь в Совете решает дела».
1926 год. Плакат. «Раскрепощенная женщина – строй социализм!».
В 1926 году был так же проведен смотр-конкурс на самый лучший предоставленный проект дома-коммуны. Ярким показателем может служить проект дома-коммуны архитектора Кузьмина. Если бы это не было столь грустно, то можно было бы посмеяться. Итак, все члены коммуны подразделяются на группы. И для каждой группы существуют соответствующие помещения в этом доме. Группы следующие – старики и старухи; взрослые женатые; взрослые неженатые; дети (которые так же подразделяются в соответствии с возрастом). И, наконец, отдельная группа – беременные женщины, эти вообще (из непонятных соображений) изолированы в отдельное помещение.
Стоит отметить, что комнаты для совместного проживания и сна отдельные, и рассчитаны на шесть человек. В каждой такой комнате спят люди, подразделяясь по половому признаку (женщины отдельно от мужчин). Чтобы детородный процесс не прерывался, автором этого дикого проекта, предусмотрены такие себе – комнаты для свиданий. Это специально отведенные помещения, в которые следует уединяться парами (мужчина и женщина). И самое интересное – это общий режим дня, которому должны все подчиняться. Приведем его вкратце. Подъем – 6.00 утра; умывание – 10 минут; утренняя гимнастика – 5 минут; освежающий душ – 5 минут; одевание – 5 минут; время, для следования в столовую – 3 минуты и так далее целый день, до конечного – отбой – 22.00. На сон отводилось 8 часов. Места заключения Вам все это не напоминает.
И, действительно, если послушать автора проекта, который вещает достаточно оптимистическим тоном следующее – рабочие встают все одновременно по звуку, раздающемуся из радио (стоит заметить, что вся жизнь в коммуне происходит и подчиняется сигналу, который слышится из радиоприемника). Далее следует сложить и собрать складную кровать, проследовать к шкафу, в котором хранятся вещи, надеть обувь и халат и последовать в помещение для занятий гимнастикой. И так далее по утвержденному графику жизни в коммуне. Шаг влево, шаг вправо...
Тоталитарный режим во всем его проявлении, когда и дневное и ночное время и время досуга человека находилось под контролем. Когда это все оправдывалось и обосновывалось исключительно рационализмом и заботой о личности. Со стороны все это выглядело как жуткая изнуряющая карусель, как чудовищная мясорубка, которая перемалывает все на своем пути. Перемалывает все живое и выпускает, извергает из своего чудовищного жерла однородную массу. Эта биомасса живет и подчиняется чьей-то воле. Посудите сами, ведь данный проект предполагал, что сразу же после пробуждения рабочий человек попадал на привычное ему производство (фабрика или завод), на котором он работал «как маленький винтик в едином механизме». И после рабочего дня он возвращался и окунался в такую же бытовую карусель. И заметьте, что (по мнению «заботливых» авторов проекта) и в быту все было так же предусмотрено и досконально продумано.
Это, каким же нужно было быть извращенцем чтобы так «всесторонне продумать» и «рационально организовать», чтобы в итоге додуматься до того, что у рабочего человека напрочь отсутствовала всяческая свобода: и личная и собственная. Ведь все свободное от работы время (исключая ночной сон) все члены коммуны обязаны проводить вместе, да и все время расписано до такой степени, что личный отдых был практически сведен к отправлению естественных потребностей (удивительно, что не по сигналу из радиоприемника). А теперь представьте себе «рациональную организацию обобществленного сна», ведь предполагалось, что помещение для сна должно быть весьма небольшим по размеру (этакие клетушки), да еще без окон (вентиляция планировалась принудительной), а кровати должны были быть либо складными, либо откидывающимися. Стоит ли продолжать?
9 июля 2008 г.
Комментарии наших пользователей
Лике: если уж говорить о управлении людьми как раз легче это сделать в большом городе а не в маленьком или деревне. В СССР шла индустриализация и города разрастались.
Плакаты, равно, как и немые свидетели-скульптуры нужны хотя для того, чтобы спустя время по ним можно было изучать историю и делать выводы: как нельзя жить. Это тоже своего рода опыт.
Лично я не согласен с тем, что "Плакаты – показатели общего сознания людей того времени". Совсем не общего сознания! Людей, которые думали иначе было гораздо больше. Просто идти "против ветра" мало кто хотел и еще меньше - кто так делал.
Очень грустно читать подобное! Но понятно, почему это все делалось! Им тогда нужна была человеческая масса, которая практически не могла мыслить самостоятельно, для того, чтобы было легче ими управлять. Для этогои сочинялись красивые сказочки о том, что, якобы, заботятся о людях, дают им интересный досуг. на самом деле, все гораздо проще: был пастух, и надо было собрать стадо побольше. особенно это легко было сделать по маленьким городам. В больших было сложнее.