Рабочие клубы в Москве
Строительство рабочих клубов было весьма актуальной темой в послереволюционной Москве. Смыслом создания этих клубов была идея полной занятости рабочего человека. По идее профсоюзов того времени, рабочие клубы должны были стать центром обучения, идеологического просвещения и отдыха рабочего класса. С одной стороны, они были созвучны идее создания и воплощения в жизнь домов-коммун, с другой же стороны они должны были так же отвлекать рабочего человека от обособленности, то есть от его привычного стремления в свободное время возвращаться домой. Предполагалось, что сразу же после работы, новый человек должен был стремиться именно в рабочий клуб, а никак не к себе домой – в обособленное личное пространство.
Первый в Москве рабочий клуб
Самый первый клуб для пролетариата был построен в 1925 году на Каланчевской площади. Это был клуб трудящихся Московско-Казанской железной дороги. Возводился этот клуб по проекту архитектора Щусева, который постарался и связал его в едином стиле, в котором был ранее построен Казанский вокзал.
Клуб получился на удивление праздничным и нарядным, да и немудрено, ведь не зря же архитекторы того времени (особенно приверженцы конструктивизма) вовсю ругали Казанский вокзал за его «ненормативную» мешанину стилей, как они называли – «азиатчины» и «стиля рюс». Клуб вышел не только роскошным, но и достаточно вместительным, ведь по проекту его автора, помимо прочего, в рабочем клубе был запланирован так же и пролетарский театр, для чего был создан масштабный специальный театральный зал.
Архитекторы братья Веснины
Строительство рабочего клуба для рабочих Завода имени Сталина, имеет весьма печальную предысторию. Ведь для строительства этого клуба, которое было приурочено к шестилетию смерти Вождя пролетариата – Владимира Ильича Ленина, снесли древний монастырь. Симонов монастырь сносили ночью с 20го на 21е января 1930 года. Средства информации не оставили такое громкое событие без внимания и прокомментировали его по-своему, по-революционному, то есть с поправкой на существующий режим и идеологию, а именно: «Вместо крепости церковного мракобесия – рабочий дворец культуры!», что вполне соответствовало идеологии существующей в то время эпохи. Стоит так же заметить, что многие архитекторы (в том числе и архитектор Щусев) отказались от воплощения своих замыслов на «поруганной святой земле». Многие отказались, но не все. К проекту, совершенно не испытывая чувство дискомфорта, подключились архитекторы братья Веснины. Ведь проводимый конкурс, на проект рабочего клуба, на месте порушенного монастыря, не дал абсолютно никаких результатов. И правительство обратилось к братьям Весниным, зная, что они работают, не обращая внимания на такие мелочи. Ведь и Дом Общества Политкаторжан, который был построен на улице Поварской (Театр-Студия киноактера), так же дело их рук.
В этом своем проекте «неунывающие» братья-архитекторы постарались воплотить в здание «производственный характер», совершенно не обращая внимание на такую мелочь, что для места строительства опять таки выбрано место, на котором ранее стояла Церковь Рождества (в Кудрине). Возведенный рабочий клуб, по мнению авторов должен был символизировать «корабль будущего», а поэт Паустовский очень красиво сравнил здание с «глыбой горного хрусталя, раздвигающего ночь мракобесия». Вот такое раньше было отношение к храмам и религии в целом.
9 июля 2008 г.
Комментарии наших пользователей
Для создания нового человека необходимо было коллективное воспитание. Были например дворцы пионеров, культуры,юнных техниковб, детского творчества, спорта . И , поверьте, ни о каком стадном воспитании, и тем более противопоставлении семье речь не шла. Кстати, что делали дома в 30-е годы? Смотрели телевизор? Его к сожалению еще не изобрели (а также комп. и т.д.)
а что тут смешного, Сергей владимирович? Все делалось только с одной целью - сделать стадо! А стадом, как известно, легче управлять!
Да, идеология советского времени смешна и наивна. Сейчас вообще сложно понять, почему нашим руководителям хотелось всех уравнять и почему они должны решать куда идти людям - домой или в клуб. Смешно ей Богу! Кажется нелепым то, что вообще сравнивают два понятия - семья и развлечение после работы. Такое впечатление, что у вождей не было своих семей, детей и жен. Та даже если человек холостой - почему он должен идти в какой-то клуб, если ему не хочется? А если у него совсем другие интересы? Хотя само здание выглядит действительно красивым!