Пустыри под ногами
Под любым мегаполисом, по прошествии сотен лет его бурного существования, обычно образуется некий подземный город-спутник, состоящий из многочисленных вспомогательных коммуникаций, отслуживших свое бомбоубежищ, старых подвалов, коллекторов, теплотрасс, старинных подземелий, заброшенных и действующих тоннелей метро, секретных военных сооружений, бункеров и тому подобной “подасфальтной” экзотики. Надо ли говорить о том, что просторы московского подземного мира не только не поддаются масштабному определению, но и налагают свой отпечаток на устойчивость городских фундаментов, уже существующих и находящихся в стадии проектирования. Одна шестая часть Москвы может в любой момент стать подземной. И причиной этому не только вышеперечисленные факторы и новые амбициозные суперпроекты московского правительства, подразумевающие глобальное освоение городского “андеграунда” (например, под Лубянкой и Белорусским вокзалом), но и разветвленная сеть природных карстовых пустот, раскинувшая свои подземные щупальца под городом. Мнения теоретиков и практиков на этот счет кардинально противоположны. Геоэкологи считают, что глубинные разломы в почве вряд ли как-то повлияют на строящиеся объекты, тем более после тщательных геологоразведочных работ и соответствующей подготовки почвы. Местные же “диггеры” бьют тревогу по поводу того, что геотектонические разломы в любой момент дадут о себе знать очередными провалами грунта и обрушениями стен зданий. Подземные пустоты - только лишь одна из бед. Немалой опасностью грозят и насыпные грунты. Многие объекты возводились и возводятся на искусственно созданной почве, что зачастую приводит к их “сползанию” и оседанию. Нередко и сами строительные организации не придают значения собственным технологическим нарушениям. В январе этого года на информационных просторах шумно обсуждался случайно обнаруженный “прокол” проектировщиков и строителей ново-черемушкинского жилого комплекса “Три капитана”. Объект был возведен прямо над рекой Котловкой, протекающей по подземному коллектору. Все бы ничего, но многочисленные строительные сваи насквозь пробили каменное подземное русло, тем самым увеличивая риск размыва почвы под склоном, на котором высится элитное жилье. Все-таки стоимость квартир в этих новостройках не маленькая (от 6-7 тыс. долларов за кв.м.), а поэтому будет бесконечно жаль, если жилой комплекс “самостоятельно” двинется навстречу Севастопольскому проспекту. Почвы в районе чересчур обводнены и поведут они себя, в случае чего, по стандартному сценарию, слишком смахивающему на всем известные события на Ленинградском проспекте и Трубной площади. Совсем свежо в памяти москвичей ЧП 2001 года, когда при прокладке коллектора разрушился дом на Малой Дмитровке. Строители наткнулись на старинный овраг, наполненный водой и глиной, которая прорвалась в прокладываемые подземные коммуникации, полностью обнажив образовавшуюся пустоту. Вот в нее-то дом и рухнул, и все по вине самоуверенных строителей, не пожелавших прежде консультироваться с геологами. Еще в 60-х на Хорошевском шоссе начали появляться воронки и провалы, в которые сразу же угодило несколько новостроек. Пустоты под этим районом – следствие постоянного осушения подземных водоемов, воду из которых выкачивают все, кому не лень. Существует весьма интересная информация о том, что общее число скважин, пронизывающих Москву по всей территории, может достигать 900 тысяч. По улице Авиационной (северо-запад Москвы) еще в 90-х началось строительство нынешнего символа столицы - жилого комплекса “Алые паруса”, высотой более 190 м. Шестибашенный объект уютно разместился на мощном фундаменте, на берегу Москва-реки. Именно бетонный фундамент и перекрыл всяческие пути к отступлению грунтовых вод, наполнявших Строгинскую пойму. А поэтому на данный момент имеются в наличии все шансы “съезда” этого чуда строительной мысли в реку. Мало того, ходят слухи, что процесс уже пошел. Тем не менее, квартиры в элитном комплексе продолжают активно реализовываться (от $6-7 тыс. за кв. м. до $15-16 тыс.). Возможно, что и с “Воробьевыми горами”, расположенными на плывунах и карстах, не все так благополучно, как кажется (при ценах от $7 до 42 тыс. за кв. м.). Москва-река, проходя через весь город, теряет как минимум треть своих вод. Естественно, что все они скапливаются в имеющихся подземных резервуарах, карстовых и искусственных. Сложившаяся ситуация чересчур напоминает сук, который вот-вот переломится, обрушив под землю всех сидящих на нем. Помимо вышеперечисленных проблем, актуальной на сегодняшний день является проблема отсутствия единых стандартов при многоэтажном строительстве. Причем на фоне подобной “анархичной стандартизации” столичным правительством трепетно вынашиваются планы о возведении так называемого “Нового московского кольца”, включающего до 200 высотных жилых объектов. Так что не исключено, что столица начнет “погружение” еще скорее, чем предполагалось. Как же на сегодняшний день подстраховаться человеку, желающему приобрести жилую недвижимость в Москве? Все очень просто - предоставляем общественному вниманию список опасных районов (правда еще не полный), покупая квартиру в которых мы подвергаемся дополнительным рискам: 1. От Гоголевского и по Моховой – глубоко залегающий разлом. 2. Новый Арбат, Пушкинская – подземные пустоты, плывуны. 3. Место соединения Садового кольца с Цветным бульваром – подгнивающая канализация и множество провалов. 4. Сухаревская пл. и Замоскворечье – плывуны и многочисленные провалы. 5. Хорошевское шоссе – карстовые пустоты. 6. Болотная наб. – плывуны. 7. Тверская – Ленинградский пр-т – разлом, разветвленная сеть подземных коммуникаций. 8. Щукино, Филевский парк, Крылатское – плывуны, тектонические разрывы и трещины. 9. Большая Никитская, Мясницкая, Петровский б-р, Капотня – провалы. 10. Станции метро “Сокол” и “Нахимовский пр-т” – древние овраги и пустоты. 11. Дмитровское шоссе, Капотня, Южный порт, Лефортово, Мневники – возможен риск подтопления. Правительство города планирует создать подробную карту подобных мест, что бы иметь контроль над возводимыми объектами. В некоторых местах можно строить и 100 этажные здания, а где то и 9 уже становиться опасным.
10 июля 2008 г.
Комментарии наших пользователей
Элли, а я вот тут на сайте читала статьи про подземные реки, в связи с чем у меня возникло много вопросов. Вот, если, как Вы говорите, Москва скоро уйдет под землю, то почему эти подземные реки не заполнят пустоты, которые якобы есть под землей? Тем более, как Вы утверждаете, что грунты тут плавучие, сыпучие или какие-там они есть на самом деле...наверное просто потому, что не так все страшно на самом деле, как пытаются нам донести?
Элли, я вас разочарую Не из органов я. просто это абсолютно нормальный вопрос.
И еще , Мирон. Вопросы вы задаете в такой форме, что она у меня ассоциируется лишь с одной разновидностью ведения беседы - допрос в органах, занимающихся вопросами безопасности страны. Вы оттуда, не иначе ;)
Если вы Мирон считаете, что инфу можно запоминать лишь с какой то целью, то я с вами не согласна. Просто самые интересные сведения сами откладываются в моей голове. А потом по мере надобности я ими <<блещу >> в кругах малопосвященных ) ...не в обиду будет сказано. И анализировать надо услышанное и увиденное всегда, а то вся полученная информация будет просто бесполезна) Я рассказала о том, о чем читала раньше. Источник полученных мною сведений заслуживал определенной доли доверия. А верить или не верить сказанному мною - это ваше дело ;)
Элли, а зачем вам все это? или вы профессионал?обычно информацию собирают, анализируют и складывают по полочкам с какой-то целью,...для чего-то...Вам это зачем?
Для Элли: а тогда еще вопрос: а вы со своей проанализированной информацией обращались в какие-то учреждения?
Для Яны: я много читаю, а поэтому не только впитываю информацию, как губка, но и анализирую ее, складывая по кирпичикам...
Элли, а можно узнать - откуда у вас такие познания? Если не секрет конечно. Такая информация должна идти от специалистов, насколько я полагаю...
Должна разочаровать всех оптимистов! Москва стоит на геологическом разломе, который пересекает ее с Северо-запада, почти точно через центр, и уходит на Юго-восток, в целом повторяя направление русла Москва-реки. Обычными последствиями московского разлома являются неустойчивость московской почвы и невозможность высотного строительства. Вызвано это не самим разломом, а плывуном, который течет внутри разлома. Плывун – это в двух словах, песок с водой. Строить на таких почвах строения выше пяти этажей не рекомендуется. Для любого, кто интересовался старой Москвой, известно, что в Москве никогда не строили (за редчайшим исключением) высоких сооружений – все проваливалось. Если вы посмотрите фундаменты любого дома постройки до 1917 года, вы удивитесь огромным размерам фундаментов даже одноэтажных строений. Это и понятно – не будь таких мощных фундаментов – здания покрывались бы трещинами, разламывались, рушились. К примеру, в фундамент Храма Христа Спасителя, который сохранился и до наших дней, и на котором стоит сегодня новодел храма, клались огромные камни, а вместо бетона заливали свинец. Только такая конструкция позволяла храму стоять. Для строительства Останкинской башни, земля в радиусе полукилометра была заморожена. Это, кстати, единственный способ бороться с плывуном – замораживать его. Но все равно, если эту процедуру периодически не повторять, плывун приходит в движение и почва начинает «гулять». Семь сталинских высоток – все, кроме здания МГУ - тоже мины замедленного действия. Под ними землю не замораживали, а одна из высоток сегодня просто «висит» над пропастью из пустоты, опираясь только на две точки. Также, если приглядеться, в трещинах большинство высотных домов современной постройки. Сегодня Москва один из самых опасных с точки зрения угроз обрушения мегаполисов в мире. Каков именно будет сценарий – уход под землю целых кварталов или точечное обрушение отдельных зданий – сказать сложно! Это небольшие выдержки из коментариев одного умного человека по поводу Москвы и ее гео-неприятностей, реальных и будущих. Так что не обольщайтесь насчет того, что пронесет ;)
Заманчивое путешествие Вы обещаете, Элли. А если серьезно, то я не хотел бы знать, что мой дом теоретически может в него как нибудь отправиться