Комсомольская пл. 5
Комсомольская площадь
Здание Ярославского вокзала (Комсомольская пл., 5) является памятником культуры федерального значения.
В 1862 г. между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 г. ходили лишь до Сергиева Посада.
Первоначально предполагалось выстроить вокзал на проспекте Мира, на месте университетского ботанического сада, но университет не согласился отдать его, и тогда решили сосредоточить все вокзалы в одном месте.
Новый вокзал Троицкой дороги, построенный по проекту архитектора М. Ю. Левестама, был небольшим и скромным зданием.
В связи с тем, что позднее дорога достигла Архангельска и соединила Москву с огромными территориями русского Севера, которому многие предрекали большую будущность, фасадную часть вокзала решили полностью перестроить.
Автором этого весьма необычного здания в неорусском стиле был Ф. О. Шехтель (1902-1904 гг.). Архитектор соединил в одно целое разнообразные по формам и масштабу постройки, а также выделил объём главного пассажирского зала.
Интересно наружное оформление вестибюля: гигантская входная арка, килевидный козырёк над ней, полукруглые пилоны со стилизованными крепостными башенками. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно с растительными орнаментами. В нише фронтона над входом в вестибюль расположены рельефные изображения гербов трех городов: Москвы, Архангельска и Ярославля.
Перрон построен в 1910-х гг. (арх. Л. Н. Кекушев). При реконструкции в 1965-1966 гг. со стороны перрона было пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.
9 августа 2010 г.
. , .