Автозаводская ул., д.23 улица
Автозаводская улица (1930-е годы).
Названа по построенному вдоль улицы Автомобильному заводу (ЗИЛ).
Старые названия (частей улицы): Амовский проспект,
по первоначальному наименованию завода
ЗИЛ — АМО (Акционерное машиностроительное общество), и Тюфелев проезд (часть
его), по находившейся в этой местности Тюфелевой роще (см. улица Тюфелева Роща).
От Велозаводской улицы до Автозаводского моста, пересекая Автозаводскую площадь.
С XVI века в окрестностях Автозаводской улицы и Автозаводских проездов находилась Симонова слобода, принадлежавшая близлежащему Симонову монастырю.
Во второй половине XVIII века территория
слободы вошла в черту Москвы.
В конце
XIX — начале XX века здесь велось строительство крупных промышленных предприятий (заводов Бари, «Динамо»), складов.
В районе же Тюфелевой рощи строились
дачи. Она находилась на левом берегу реки
Москвы, в районе современного Автозаводского моста. Предполагается, что название
могло произойти от находившейся здесь
в конце XVII века деревни Тухоля. Ныне
на месте рощи — промышленная застройка.
Название сохранилось в наименовании улицы Тюфелева Роща.
Автомобильный завод «АМО» в этой
местности стали возводить в 1916 году. Недостроенный он был национализирован
в апреле 1918 года. Сюда сначала свозили
для ремонта поломанные автомобили, трактора, аэросани.
В 1924 году было выпущено
десять новых грузовиков, и с каждым годом
производство автомашин увеличивалось.
В 1920-х — 1930-х годах вдоль Автозаводской улицы были выстроены новые корпуса Автомобильного завода и жилые дома,
в 1947-1948 годах высажены липы и создан
бульвар.
Перед главным заводским входом
(дом №23) в 1958 году установлен бронзовый
памятник-бюст И. А. Лихачева, в течение
многих лет руководившего заводом (скульптор М. Г. Манизер, архитектор А. Н. Шингарев).
На территории завода в 1969 году
установлен памятник воинам-автозаводцам
(архитектор Г. В. Егоров, художник И. И. Степанов).
Начало современной улицы было проложено только в 1950-х годах и застроено жилыми домами.
Улица заканчивается Автозаводским
мостом, который соединяет ее с Большой
Тульской улицей и Варшавским шоссе.
Автозаводский мост через Москву-реку сооружен
в 1961 году (инженер С. Я. Терёхин, архитекторы К. Н. Яковлев и А. И. Сусоров) вместо
деревянного Даниловского моста, находившегося несколько выше по течению реки.
На территории сквера около дома № 9/1
в 1980 году установлена скульптурно-архитектурная композиция «Ополченцам Пролетарского района» (скульпторы Ф. Д. Фивейский, Н. Г. Скрынникова, архитекторы
П. П. Зиновьев, М. И. Студеникин, инженер
Б. М. Дубовой).
|