Волхонка. Короткие прогулки по Москве
Волхонка ул.
Такие улицы, как Волхонка, редко встречаются на карте Москвы. Её уникальность состоит в том, что, во-первых, название осталось таким же, каким было в досоветское время, во-вторых, на ней нет новостроек, в привычном понимании этого слова. Но, конечно же, встречаются такие экземпляры современных зданий, архитекторы которых тщетно пытались копировать разрушенные оригиналы.
Кабак «Волхонка»
Удивительно то, что в начале улицы располагаются дома под номерами 7 и 6 (предыдущие же утоплены вглубь и почти не доступны взгляду). Сторону Волхонки с нечетными номерами подрезали в 1972-ом году, перед посещением Москвы Ричардом Никсоном. Так как на реставрацию всей улицы не хватало ни средств, ни времени, было принято решение о сносе, дабы враг не заметил. Расправа над четной стороной состоялась в куда более ранний период. В 1932-ом году была разрушена церковь Николая Стрелецкого, находившаяся на пересечении с Моховой, а также снесены дома №2 и №4. Зато дом Волконского (он стоит под восьмым номером) не был разрушен. Ранее здесь находился кабак «Волхонка». В честь него и была названа улица еще в середине восемнадцатого века. В прошлом столетии в этом же доме располагалось Общество литературы и искусства, руководителями которого являлись Константин Станиславский и Гликерия Федотова.
Удивительно то, что в начале улицы располагаются дома под номерами 7 и 6 (предыдущие же утоплены вглубь и почти не доступны взгляду). Сторону Волхонки с нечетными номерами подрезали в 1972-ом году, перед посещением Москвы Ричардом Никсоном. Так как на реставрацию всей улицы не хватало ни средств, ни времени, было принято решение о сносе, дабы враг не заметил. Расправа над четной стороной состоялась в куда более ранний период. В 1932-ом году была разрушена церковь Николая Стрелецкого, находившаяся на пересечении с Моховой, а также снесены дома №2 и №4. Зато дом Волконского (он стоит под восьмым номером) не был разрушен. Ранее здесь находился кабак «Волхонка». В честь него и была названа улица еще в середине восемнадцатого века. В прошлом столетии в этом же доме располагалось Общество литературы и искусства, руководителями которого являлись Константин Станиславский и Гликерия Федотова.
|
Ц ветаев, Клейн и доктор Гааз
В доме под номером двенадцать расположился ГМИИ имени Пушкина или, как его еще принято называть, Музей изящных искусств имени Александра III, который был создан по образу и подобию Музея изящных искусств и древностей Московского университета. Ранее на его месте находился Колымажный конюшенный двор. Вплоть до1880-х годов конюшни использовались как тюрьма, на территории которой и работал доктор Ф.П. Гааз. 17 августа 1898 года на месте конюшен и тюрьмы был заложен музей. Инициатором этого проекта стал И.В. Цветаев, отец известной поэтессы Марины Цветаевой и профессор истории искусства.
В доме под номером двенадцать расположился ГМИИ имени Пушкина или, как его еще принято называть, Музей изящных искусств имени Александра III, который был создан по образу и подобию Музея изящных искусств и древностей Московского университета. Ранее на его месте находился Колымажный конюшенный двор. Вплоть до1880-х годов конюшни использовались как тюрьма, на территории которой и работал доктор Ф.П. Гааз. 17 августа 1898 года на месте конюшен и тюрьмы был заложен музей. Инициатором этого проекта стал И.В. Цветаев, отец известной поэтессы Марины Цветаевой и профессор истории искусства.
Музей стал единственным памятником, поставленным этой великой семье. После того, как музей был заложен, на конкурсной основе был выбран проект Р.И. Клейна. Он был лучшим среди представленных 12 работ. Строился музей при непосредственном участии И.И. Рерберга и В.Г. Шухова. По своему виду здание соответствовало тем, которые уже были представлены на Волхонке. 31 мая 1912 года – было ознаменовано днем открытия. И по сегодняшний день музей остается самым лучшим музеем на территории России. Также хотелось бы отметить, что этот проект был профинансирован не властями страны, а меценатами - Мамонтовым, Шехтелем, Юсуповыми...
В комитет по устройству музея входило сорок человек. Одним из них был Ю.С. Нечаев-Мальцов – владелец стекольных заводов в Гусь-Хрустальном. Он проинвестировал в строительство музея два миллиона рублей. Через год после открытия он, также как и Цветаев, скончался. После того, как царская власть сменилась на советскую, музей стал часто менять название. С 1932-го года он носил имя Пушкина. Также как и название, менялись коллекции. Подарок музею от Щукина и Морозова - собрание европейского искусства, в 1948-ом году был разделен между ГМИИ и Эрмитажем. Экспозицию и вовсе свернули на время с 1949-ого по 1953 год. На ее место была помещена "Выставки подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран". Но после 1953-его года музей используется только по прямому назначению.
Музей Голицына-Зильберштейна
В двенадцатом доме на Волхонке в 1994-ом году был открыт музей личных коллекций на базе коллекции современного искусства, подаренной государству коллекционером Ильей Зильберштейном. Музей располагался во флигеле усадьбы Голицына. В 2006 году переехал на угол Колымажного переулка в дом под номером десять.
Вход в музей напоминает стеклянную пирамиду Лувра. В нем выставлены полотна художников, иные из которых еще живы, но уже успели зарекомендовать себя, как классиков. По адресу Волхонка, д. 14 переехали произведения искусства XIX – начала XX вв. Этот дом имеет интересную историю: в нем жил В.И. Суриков и когда-то он уже был галереей дипломата Михаила Голицына, в которой тот демонстрировал свою коллекцию. В 1886-ом году вся коллекция была распродана на аукционе и большая ее часть оказалась в хранилищах Эрмитажа. После того в доме некоторое время располагалось Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1908-ом здесь проходила выставка "Союза русских художников". В Колымажном переулке к ГМИИ присоединились четвертый и шестой дома. В них поместили отдел графики и Мусейон - Центр эстетического воспитания детей и юношества. Также к музею отошел белый особняк – усадьба Лопухиных, в котором ранее располагался институт Маркса и Энгельса, а чуть позже - Дворянское собрание.
В двенадцатом доме на Волхонке в 1994-ом году был открыт музей личных коллекций на базе коллекции современного искусства, подаренной государству коллекционером Ильей Зильберштейном. Музей располагался во флигеле усадьбы Голицына. В 2006 году переехал на угол Колымажного переулка в дом под номером десять.
Вход в музей напоминает стеклянную пирамиду Лувра. В нем выставлены полотна художников, иные из которых еще живы, но уже успели зарекомендовать себя, как классиков. По адресу Волхонка, д. 14 переехали произведения искусства XIX – начала XX вв. Этот дом имеет интересную историю: в нем жил В.И. Суриков и когда-то он уже был галереей дипломата Михаила Голицына, в которой тот демонстрировал свою коллекцию. В 1886-ом году вся коллекция была распродана на аукционе и большая ее часть оказалась в хранилищах Эрмитажа. После того в доме некоторое время располагалось Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1908-ом здесь проходила выставка "Союза русских художников". В Колымажном переулке к ГМИИ присоединились четвертый и шестой дома. В них поместили отдел графики и Мусейон - Центр эстетического воспитания детей и юношества. Также к музею отошел белый особняк – усадьба Лопухиных, в котором ранее располагался институт Маркса и Энгельса, а чуть позже - Дворянское собрание.
От Казакова до Рериха
Среди множества зданий выделяется главный дом (1759 год), расположенный за домом, где ранее жил Аксаков, а ныне находится Институт философии РАН.
Среди множества зданий выделяется главный дом (1759 год), расположенный за домом, где ранее жил Аксаков, а ныне находится Институт философии РАН.
В 1774-ом году главный дом был перестроен по желанию Михаила Голицына. Архитектором нового проекта выступил Матвей Казаков. Голицын предложил императрице Екатерине II свой дворец в Пречистенке в качестве резиденции на время ее долгосрочного визита в Москву. Правда, императрица не жила в нем. Местом ее резиденции стал деревянный дворец, построенный рядом с Пречистенской, и позже разобранный. Рядом с усадьбой также находился дом матери Григория Потемкина, соединявшийся с ней переходом.
В начале XIX века дворец стал местом жительства для Евдокии Измайловой, супруги Голицына. Она очень любила принимать гостей, но делала это ночью, вследствие чего и получила прозвище "княгиня полуночная". Измайлова находилась в нежной дружбе с Пушкиным, который часто посещал ее дворец. И тут же некоторое время жил драматург Островский, учившийся в Первой мужской гимназии, в доме 16.
В настоящее время в особняке располагается музей Николая Рериха. Этот дворец более или менее укладывается в концепцию Волхонки, улицы на которой расположено множество музеев, посвященных искусству, как и когда-то место жительства Василия Тропинина – дом номер 9, где был написан знаменитый портрет Пушкина.
Вместо искусства
Тринадцатый дом выделяется среди всех остальных. Он выкрашен в ярко-бирюзовый цвет и доведен до абсурда новой лепниной. Своим видом это здание оскорбляет музей имени А.С. Пушкина. Когда-то особняк имел божеский вид и являлся Домом науки и техники. В нем выступали многие великие люди. Перед своей гибелью здесь, 8 сентября 1990 года, прочел лекцию "Христианство" отец Александр Мень. Уже в наше время особняк был подарен Илье Глазунову для его галереи, которая составила пару с галереей Шилова на Знаменке. В реконструкцию было вложено 298 миллионов долларов, хотя изначально предполагалось только 50, выделенных Мосгордумой. Все недостающие деньги были взяты также из кармана налогоплательщиков. Вскоре Глазунову был передан и соседний, одиннадцатый дом.
Тринадцатый дом выделяется среди всех остальных. Он выкрашен в ярко-бирюзовый цвет и доведен до абсурда новой лепниной. Своим видом это здание оскорбляет музей имени А.С. Пушкина. Когда-то особняк имел божеский вид и являлся Домом науки и техники. В нем выступали многие великие люди. Перед своей гибелью здесь, 8 сентября 1990 года, прочел лекцию "Христианство" отец Александр Мень. Уже в наше время особняк был подарен Илье Глазунову для его галереи, которая составила пару с галереей Шилова на Знаменке. В реконструкцию было вложено 298 миллионов долларов, хотя изначально предполагалось только 50, выделенных Мосгордумой. Все недостающие деньги были взяты также из кармана налогоплательщиков. Вскоре Глазунову был передан и соседний, одиннадцатый дом.
Памяти Малюты Скуратова
В Колымажном переулке расположена церковь Антипы Пергамского, закрывшаяся в 1929 году. Долгое время она служила хранилищем ГМИИ. Считается, что ее строительство связано с Малютой Скуратовым, чья судьба примыкала к церкви. В 1960-ом году прошла первая реставрация храма. В настоящее время его снова реставрируют, используя по назначению. В этом районе раньше была не одна церковь. Помимо церкви Антипы Пергамского, тут находились церковь Похвалы Богородицы – на ее прежнем месте было найдено надгробие убитого в 1570 году Скуратова, и церковь Николая Стрелецкого. Места, где находились эти церкви, в данный момент пустуют.
В Колымажном переулке расположена церковь Антипы Пергамского, закрывшаяся в 1929 году. Долгое время она служила хранилищем ГМИИ. Считается, что ее строительство связано с Малютой Скуратовым, чья судьба примыкала к церкви. В 1960-ом году прошла первая реставрация храма. В настоящее время его снова реставрируют, используя по назначению. В этом районе раньше была не одна церковь. Помимо церкви Антипы Пергамского, тут находились церковь Похвалы Богородицы – на ее прежнем месте было найдено надгробие убитого в 1570 году Скуратова, и церковь Николая Стрелецкого. Места, где находились эти церкви, в данный момент пустуют.
Главный купол столицы
Храм Христа Спасителя был построен в 1860-ом году в память о победе над Наполеоном. Сейчас мы можем видеть его сильно «улучшенный» прототип. Ранее здесь стоявшие Алексеевский монастырь и церковь Всех Святых снесли и начали воплощать в жизнь роскошный проект К.А. Тона. Но далеко не всем понравилась новая идея. Тарас Шевченко сравнил его с "толстой замоскворецкой купчихой в золотом повойнике, недоуменно остановившейся посреди города" (цитата по книге "Из истории московских улиц" П.В. Сытина).
Храм Христа Спасителя был построен в 1860-ом году в память о победе над Наполеоном. Сейчас мы можем видеть его сильно «улучшенный» прототип. Ранее здесь стоявшие Алексеевский монастырь и церковь Всех Святых снесли и начали воплощать в жизнь роскошный проект К.А. Тона. Но далеко не всем понравилась новая идея. Тарас Шевченко сравнил его с "толстой замоскворецкой купчихой в золотом повойнике, недоуменно остановившейся посреди города" (цитата по книге "Из истории московских улиц" П.В. Сытина).
В начале прошлого века (1931) храм уничтожили, осталось только пару барельефов, которые спрятали в Донском монастыре. На его месте хотели строить Дворец Советов (в конкурсе участвовал Ле Корбюзье), но попытки были прерваны. В 1960-ом году здесь был возведен самый большой бассейн в мире - «Москва». Но к началу нового тысячелетия вопреки всему на этом месте уже стоял Храм Христа Спасителя.
На сегодня мы заканчиваем нашу прогулку.
На сегодня мы заканчиваем нашу прогулку.
Автор: Волошина Яна
16 августа 2008 г.
Комментарии наших пользователей
Cпасибо Вам от тех, кто в Вас очень нуждается.