Никольская улица (XVI век)...
Названа по известному в этой местности с середины XVI века Никольскому монастырю
(уничтожен в 1935 году).
Старое название:
Сретенская улица (конец XIV — середина
XVI века), как часть улицы, идущей к Сретенскому монастырю.
В 1935-1990 годах
называлась: улица Двадцать Пятого Октября, в память дня начала Октябрьской
революции 1917 года (по старому стилю).
От Красной площади до Лубянской
площади.
Здесь находится здания: Казанского собора и Верхних торговых рядов (см. Красная площадь), Печатного двора 1560 годов,
ныне принадлежащее Российскому государственному гуманитарному университету, Славяно-греко-латинской академии
1687 года (во дворе домов № 7-9), церковь
Успения Пресвятой Богородицы, «что на
Чижевском подворье» 1691 года (во дворе
дома № 8), Шереметевского подворья (дом
№ 10), аптеки К. Феррейна 1896 года (дом
№ 19/21, архитектор А. Э. Эрихсон) и др.
К 1815 году выстроено здание Синодальной типографии (дом № 15, архитектор
И. Л. Мироновский).
Фасад его выполнен
в готическом стиле с использованием декоративных мотивов древних зданий Печатного двора: изображения льва и единорога,
увитые виноградными лозами колонны,
белокаменная резьба. Ныне здание принадлежит Российскому государственному гуманитарному университету.
Никольская улица вот уже более шести
веков носит имя одного из древнейших монастырей Москвы (дома № 9,11). В разное
время Никольский монастырь именовали
по-разному: Никола Старый у Большого
Крестца, Никола Большая Глава, что у крестного целования, Николаевский, Никольский Греческий, Афоногорский.
Основан
он в конце XIV века и впервые в летописи
упоминается в 1390 году. Греческие монахи
впервые появились в Никольском монастыре в 1556 году. Иван Грозный пожаловал
его афонским монахам из Хиландарского
монастыря для временного проживания,
что было подтверждено царской грамотой
от 7 марта 1556 года. Обитель к концу XVII
века уже имела достойный ансамбль.
Видевший ее путешественник Рейтенфельс
писал, что она «малым чем уступала греческому кварталу в Риме». Православные
иностранцы, оседавшие в Москве, по традиции собирались вокруг духовного центра— Никольского монастыря. Это были
греки и сербы, армяне и грузины — торговцы и священники. Может быть, не случай-
но в 1711 году Петр I пожаловал землю возле Никольского монастыря молдавскому
господарю, светлейшему князю Дмитрию
Кантемиру, вынужденному эмигрировать
в Россию после неудачного Прутского похода.
С именем этого государственного
деятеля, энциклопедически образованного человека, ученого, члена Берлинской
академии наук, связан период создания
нового монастырского ансамбля. Построив дом между обителью и Синодальной типографией, Кантемир и его сыновья стали
крупными вкладчиками монастыря. На их
средства вместо ветхого старого храма выстроили каменный двухъярусный собор, освященный 18 сентября 1736 года.
Нижний
храм — святителя Николая Чудотворца,
верхний — Успения Пресвятой Богородицы. Монастырский собор еще раз значительно перестроили в 1795-1801 годах по
проекту М. Ф. Казакова.
Вид Никольской улицы на гравюре середины XIX века сохранил изображение
монастырских строений до кардинальных
перестроек.
В центре скромных двухэтажных келий находились Святые врата, каменная широкая лестница которых вела на
второй этаж, в церковь Константина и Елены. Налево от ворот — часовня святителя
Николая, а над нею надстроен один ярус
колокольни.
В начале XX века штат монастыря состоял из архимандрита, двух иеромонахов, иеродиакона, монаха и послушника. Он находился в запущенном состоянии,
и новый этап возрождения обители и ее
перестройки связан с именем деятельного архимандрита Герасима (Папазафиропуло).
Были разобраны все старые здания
келий, стоявшие по периметру монастырского двора, и старая церковь с часовней и
колокольней, выходившей на Никольскую
улицу.
В 1902 году по проекту архитектора Г. А. Кайзера вдоль улицы выстроили
новое здание монастырского подворья с
гостиничными и конторскими помещениями. Его асимметричный фасад был выдержан в русско-византийском стиле, наверху находилась небольшая колокольня под
луковичной главкой.
Архитектурным декором ясно выражалось особое культовое
предназначение центральной части дома,
где освятили часовню святителя Николая.
Портал с витыми колонками и кокошниками обозначал вход в нее, над ним сложное
трехчастное окно. Под колокольней иная
композиция, завершенная килевидным кокошником. Это здание сохранило свой декор до наших дней,
сохранился и основной
объем колокольни, утрачена лишь глава.
Монастырь закрыли после 1923 года,
в зданиях келий разместились различные
учреждения. Главной потерей была утрата собора в 1933-1935 годах. Сейчас вместо
него — пустое пространство. Сохранилось
каре трехэтажных монастырских келий, построенных в начале XX века архитектором
К. Ф. Буссе.
Их фасады, очень скромной архитектуры, объединены единым мотивом
декоративных наличников второго этажа.
Через некогда замкнутый двор монастыря
пробит сквозной проход с Никольской улицы на Театральную площадь. Здание, выходящее на Никольскую, ныне занимает Российский Гуманитарный университет.
Здесь также около 1600 года возник Заиконоспасский монастырь. На его территории
в 1687 году возвели трехэтажное здание,
где разместилось богословское учебное заведение, которое со временем стало называться Славяно-греко-латинской академией.
В 1819 году здание разобрали, и на его
месте выстроили новый корпус духовного
училища (архитектор О. Й. Бове). Вскоре
после революций 1917 года монастырь и
духовное училище закрыли, большинство
зданий уничтожили. О старинной обители
напоминает ее Спасский собор 1661 года
(дом № 7/9).
Со 2-й половины XIX века Никольская
улица — одна из главных торговых и деловых улиц Китай-города. Здесь размещались многочисленные конторы, рестораны,
гостиницы. Среди них выделяется здание
конца XVIII века, перестроенное в 1872
году для гостиницы «Славянский базар»
(дом № 17, архитектор перестройки Р. А.
Гедике).
О том, как преобразилась улица через
несколько лет после пожара 1812 гола, пишет А. Вьюрков: «Неузнаваемой стала улица первых печатников. Средневековую,
деревянную, поросшую крапивой и лопухами мостовую замостили булыжником.
Деревянные хоромы бояр и думных дьяков
сменили казенные дома. Да и сам московский люд выглядел уже иначе.
Яркое его
одеяние — охабни, кафтаны, цветные ферязи и сапоги сменило темное заморское
платье. Появились картузы, шляпы, цилиндры. От старой Никольской сохранились
лишь два монастыря — Богоявленский и
Заиконоспасский, да Синодальная типография на месте Печатного двора. Сохранились также солнечные часы на ее стене.
На
месте прежнего иконного ряда засверкали
витрины магазинов с церковной утварью
и парчой, и разместились торговые заведения. Книжники со Спасского Крестца обосновались в узком Никольском тупике».
Путеводитель «По Москве» в 1917 году
сообщал: «Проходя по Никольской, мы поражаемся обилием торговых предприятий,
лавок и магазинов. Это одна из наиболее
бойких улиц Москвы.. Присматриваясь к
этой массе вывесок, мы чаще всего видим
вывески иконных и книжных лавок и магазинов.
Торговля ими здесь на Никольской
является искони установившимся обычаем.
И если книжные магазины разбросаны сейчас по всей Москве, то магазинов и лавок
иконных мы больше не найдем нигде, кроме Никольской и ее района».
|