Большая улица (XVIII
век)...
Названа по дороге в Золотую Орду,
находившейся в этой местности, и по своему расположению в местности Ордынцы.
Другое название: Варламовская улица,
по приделу святого Варлаама Хутынского
находящейся здесь церкви иконы Божьей
Матери «Всех скорбящих Радость».
От Кадашевской набережной до Серпуховской площади.
С XIV века в этой местности проходила
дорога в Золотую Орду (отсюда название).
В XVII веке здесь образовалась «черная»
Ордынская слобода (сотня). С исчезновением слободского уклада территория с XVIII
века начала заселяться богатыми московскими купцами и дворянами.
О. В. Волков писал: «Замоскворечье в
старину тяготело к Большой Ордынке: самые пышные его церкви и богатые дома
сосредоточены на этой улице и в прилегающих к ней переулках. Когда-то до прорытия канала, Большая Ордынка выходила
на реку против кремлевской Константино-Еленинской башни, и с улицы открывался
вид на Кремль.
Но его еще в прошлом веке
загородило Софийское подворье — самое
большое здание своего времени в Москве».
Здесь находятся палаты XVII — начала
XVIII века (во дворе дома № 7), городская
усадьба 2-й половины XVIII — начала XIX
века дом № 21, архитекторы В. И. Баженов
и О. И. Бове), церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (дом № 20),
здания Марфо-Мариинской обители (дом
№34а).
Скорбященский храм имеет главный
придел Спаса Преображения, но называется по приделу. Второй придел освящен во
имя преподобного Варлаама Хутынского.
Впервые деревянная церковь на этом месте под названием Варлаамо-Хутынская
упоминается в летописях под 1571 годом.
В 1683-1685 годах здесь появился первый
каменный храм. В1713 года к нему был пристроен Скорбященский придел, куда поместили чудотворную икону Божьей Матери
«Всех скорбящих Радость». В 1780-х годах
по проекту В. И. Баженова возводятся новая трапезная и приделы с тем же посвящением, а также колокольня.
В 1831 году
благотворители купцы А. А. Долгов и братья Куманины пригласили для завершения
строительства нового храма архитектора
О. И. Бове. Храм получил форму ротонды,
завершенной куполом. Не только сама церковь, но и ее внутреннее убранство (сень
над престолом, паникадило, чугунные
плиты пола) были выполнены по рисункам
знаменитого архитектора.
Роспись неба в
1835-1836 годах выполнена предположительно итальянским художником Домиано
Скотта. Иконы для главного иконостаса
были написаны на медных листах. Храм
обновляли в 1904 году. Некоторые из икон
главного иконостаса были написаны художником В. Л. Боровиковским.
В начале 1930-х годов храм был закрыт,
и в нем размещались запасники Государственной Третьяковской галереи. Вновь его
открыли в 1948 году.
Чудотворная икона
Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»
ныне помещена в киоте на специальном
возвышении, к которому ведут две полукруглые лестницы. Киот поддерживают
две фигуры ангелов, выполненные из белого мрамора. Завершают композицию изображения двух сидящих ангелов, которые
держат корону над святым образом, как
бы увенчивая ею Пресвятую Богородицу.
Симметрично справа установлен киот с
чтимым образом преподобного Варлаама Хутынского. Ангелы над ним держат
скрижали с десятью заповедями Моисея.
В храме пребывает также чудотворная икона мученика Лонгина сотника, у которой
происходят водосвятные молебны об исцелении от глазных болезней.
Марфо-Мариинская обитель была основана в 1908 году великой княгиней Елизаветой Федоровной. В 1909 году освятили
больничный храм праведных Марфы и
Марии. Храм Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1908-1912 годы (архитектор
А. В. Щусев, росписи художников М. В.
Нестерова и П. Д. Корина).
В 1926 году храмы обители были закрыты. Богослужения
возобновились в 1992 году. На территории
обители в 1990 году установлен памятник
великой княгине Елизавете Федоровне
(скульптор В. В. Клыков).
На улицу также выходят храм Иверской
иконы Божьей Матери (дом № 39, см. Иверский переулок), храм великомученицы Екатерины, «что на Всполье» (дом № 60/2, см.
Погорельский переулок).
Здесь также находится церковь святителя Николая в Пыжах (дом № 27-а).
Источники указывают на существование в этой
местности деревянной церкви еще в XVI веке. В 1635 году ее заменила церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при стрелецком полку стольника Философова. А в
1657-1672 годах «стрельцами Богданова
приказа Пыжова на свои кровные деньги»
была построена церковь Николы в Пыжах,
украшающая и по сей день Ордынку.
Храм
именуется по приделу Никольским, а дополнение «в Пыжах» увековечивает имя ее
храмоздателя стольника Пыжова (или Пыжева).
Церковь Николы в Пыжах представляет собой яркий образец московского пятиглавого посадского храма с сомкнутым
сводом, украшенным рядами килевидных
кокошников «вперебежку», трапезной,
приделами и шатровой колокольней.
Храм
построен «кораблем», то есть алтарь, трапезная и колокольня составляют одну ось.
Живописное асимметричное расположение
приделов придают его объемной композиции особую динамичность. Первоначально
приделы располагались симметрично по
сторонам алтарной апсиды и значительно выступали за линии стен четверика.
В XVIII веке Никольский придел пристроили к южной стороне трапезной, а существующий ныне возвели в 1811 году в стиле
строгого классицизма. Богатый наружный
декор из ордерных элементов в характерном для посадских храмов упрощенном,
народном переложении под названием
«русское узорочье» создает богатую игру
светотени на фасадах, благодаря чему храм
производит яркое, нарядное и очень московское впечатление.
Церковь располагается на пересечении
двух улиц, каждую по-своему украшая.
Особенно великолепен ее вид со стороны
Большой Ордынки, откуда любуешься
красавицей колокольней шатровой, с
тремя рядами слухов и прекрасно декорированной «висячей» аркой входа. Звон колоколов церкви Николы в Пыжах считался
одним из самых благозвучных в Москве.
Когда храм в 1934 году закрыли, его колокол передали в Большой театр, а позже он
был приобретен Богоявленским собором в
Елохове. Нельзя не обратить внимания на
чудесный перспективный портал из белого камня и фигурного кирпича «штучного
набора», который являет собой наивный пересказ порталов Благовещенского собора
Московского Кремля на язык привычного
узорочья.
Над главами сохранились первоначальные кресты — позолоченные, в
виде расцветших древ.
В 1812 году храм разграбили французы,
но его внешний облик не пострадал. В XIX
веке он неоднократно поновлялся. В конце
XIX века почетный гражданин и многолетний церковный староста купец И. А. Лямин обновил храм на свои средства. Стены
покрыли росписью, церковную территорию
окружили решеткой изящного рисунка.
После революции храм сначала подвергся разорению (в 1922 году из него вывезли
18 пудов серебра), а в 1934 году его закрыли, и в церковном здании разместили разнообразные учреждения. Икона XVII века
«Спас Вседержитель» поступила в Третьяковскую галерею.
С 11 июля 1991 года в
храме возобновились богослужения. В одной из первых в России в церкви Николы
в Пыжах появились икона царя-мученика
Николая II и престол новомучеников Российских. Святыни храма: частицы мощей
Иоанна Предтечи, пророка Исайи, апостолов Марка и Луки, апостола Андрея Первозванного, святого архидиакона Стефана,
равноапостольной Ольги, праведной Анны
Кашинской, преподобномученицы великой княгини Елисаветы.
В храме также находятся мироточивые иконы Божьей Матери «Знамение», «Всех скорбящих Радость»,
Иверская, Толгская и святителя Николая
Чудотворца.
Здесь также находится здание Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства (дом № 27).
Перед домом, где жила А. А. Ахматова
(дом № 17) в 2000 году установлена памятная стела поэтессе (скульптор В. А. Суровцев, архитектор Н. Д. Земляновская).
Ордынка Малая улица (XIX век).
Происхождение названия то же, что и улицы
Большая Ордынка.
В 1948-1992 годы называлась: улица А. Н. Островского, в честь
драматурга А. Н. Островского, который родился и жил здесь.
От Климентовского переулка до Пятницкой улицы.
Здесь находится Музей-усадьба А. Н.
Островского (дом № 9), где хранятся личные вещи знаменитого московского драматурга, а также помещены личные фонды
актеров Малого театра, игравших в его пьесах— Садовских, Бороздиных, Рыжовых,
Федотовой.
Перед усадьбой в 1954 году
поставлен памятник-бюст А. Н. Островского (скульптор Г. И. Мотовилов, архитектор
Л. М. Поляков).
|