Названа по известному в этой местности с конца XIV века Рождественскому монастырю.
В 1948-1989 годы называлась: улица Жданова, в честь члена Политбюро ЦК ВКП (б)
А. А. Жданова.
От Театрального проезда до Рождественского бульвара.
Богородице-Рождественский девичий
монастырь (дом № 20) основан в 1386 году. В 1501-1505годах, возможно, на месте более ранней каменной постройки был
возведен Рождественский собор. В период
Смутного времени обитель была разорена,
но вскоре восстановлена усердием благотворителей.
В их числе в XVII веке особо
выделялись представители старинной московской аристократии князья Лобановы-
Ростовские. На их средства деревянная ограда обители была заменена на каменную.
На месте прежней деревянной построена к
1687 году новая каменная трапезная с церковью во имя святителя Иоанна Златоуста.
В 1670-х годах Лобановы-Ростовские соорудили усыпальницу для членов своей семьи.
Это небольшое сооружение, как и церковь
святителя Иоанна Златоуста, в перестроенном виде сохранилось до наших дней.
Монастырская ограда была основательно перестроена в последней четверти XVIII века.
Фрагмент монастырской стены запечатлен
на известной картине художника В. Г. Перова «Тройка».
Сохранившаяся колокольня построена
в стиле классицизма в 1836 году (архитектор Н. И. Козловский). Колокольня, решенная в традициях московского классицизма.
B eё нижнем ярусе был устроен храм во
имя священномученика Евгения, епископа
Херсонского.
В 1904-1906 годах по проекту архитектора Н. П. Виноградова вдоль
северной монастырской стены было возведено здание новой трапезной с храмом в
честь Казанской иконы Божьей Матери.
К трапезной пристроили новый сестринский корпус.
Монастырь закрыли в 1922 году.
На
протяжении последующих десятилетий в
стенах монастыря размещались различные
конторы, научные и учебные заведения.
Часть зданий была занята под квартиры.
В 1960-1965 годах под влиянием общественности часть монастырских строений
отреставрировали. В 1974 году решением
Моссовета комплекс зданий бывшего Рождественского монастыря передали Архитектурному институту для создания заповедника древнерусского искусства.
В 1989
году в Рождественском соборе возобновились богослужения. Летом 1993 года
началось возрождение древней иноческой
обители.
На улице, на углу со Звонарским переулком, расположен также храм святителя Николая Чудотворца, «что в Звонарях» (дом
№ 15/8).
Еще в XVI веке на этом месте существовала церковь Николы Божедомского.
В источниках она упоминается в 1619 году
как деревянная, но уже с 1657 года — как
каменная. Позже, когда на Рождественке
была образована Звонарская слобода, где
жили звонари колокольни «Иван Великий»
и сторожи соборов и церквей Московского
Кремля, храм Николы Божедомского переименовали, и с 1677 года он стал называться «Никола в Звонарях».
Проект ныне существующей церкви
составил архитектор К. И. Бланк по заказу
графа Ивана Илларионовича Воронцова.
Здание московского особняка И. И. Воронцова на Рождественской улице сейчас занимает МАРХИ.
Строительство церкви
начали в 1760 или в 1762 году, и оно осуществлялось на средства прихожан и графа Воронцова. Так как храм освятили лишь в 1781
году, можно предположить, что почти десятилетие продолжалась отделка внутреннего убранства, к сожалению, не дошедшая
до наших дней.
Церковь состояла из прямоугольного в плане двусветного четверика и
возвышающегося над ним вытянутого восьмерика, изящного, декорированного пышными капителями на угловых пилястрах и
крупными наличниками, украшенными головками серафимов. Своими чертами этот
храм напоминает Спасскую церковь, также
спроектированную К. И. Бланком, в усадьбе Вороново Московской области.
Вполне
вероятно, что уже в XVIII при Никольском
храме существовала трапезная с приделами святителя Димитрия Ростовского и преподобного Сергия Радонежского. В начале
XIX века вместо старой трапезной к церкви пристроили новую двухпрестольную
трапезную и колокольню. Упрощенная и
плоскостная моделировка их деталей, выполненных в стиле классицизма, придают
церкви более строгий и официальный вид.
После пожара Москвы 1812 года были полностью перестроены в 1818 году ограда и
два крыльца храма.
В феврале 1919 года в храм на должность настоятеля был назначен протоиерей
Александр Александрович Зверев (расстрелян 16 ноября 1937 года на подмосковном
полигоне Бутово, ныне причислен к лику
святых).
Весной 1934 года было принято решение об уничтожении храма. На его месте
планировалась постройка пятиэтажного
дома Совколхозстроя. Храм все же не разрушили, но уничтожили всю его внутреннюю отделку. О. И. Подобедова, специалист
по древнерусскому искусству, в 1934 году
после закрытия и разорения Никольского
храма отыскала высокочтимую храмовую
икону Божьей Матери «Взыскание погибших» на чердаке церкви святых Адриана
и Наталии на Мещанской.
Другие иконы
удалось передать в действовавшую еще
церковь преподобного Сергия в Пушкарях.
А после закрытия Сергиевской церкви (позже разрушенной) некоторые иконы удалось
передать в ныне действующий Знаменский
храм в Переяславской слободе.
В середине 1960-х годов здание храма
передали МАРХИ, разместившему в нем кафедру рисунка. Волею случая икона Божьей Матери «Взыскание погибших» попала
в храм Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии. По просьбе его настоятельницы, игуменьи Варвары, при храме
Николы в Звонарях в 1993 году было образовано подворье эстонской обители.
В 1994
году начались работы по расчистке храма
от мусора, восстановлению масляной живописи, полового покрытия. В декабре того
же года состоялась первая служба.
В 1995
году из Пюхтицкого монастыря храму возвратили икону Божьей Матери «Взыскание погибших». Также подворью передали
двадцать пять отреставрированных икон
XVIII-XIX веков, а на колокольню подняли
семь колоколов.
В 1999 году был устроен мощевик со 137 частицами мощей святых
угодников. В том же году храму передали
большую часть соседнего жилого дома для
устройства монастырских келий.
В 2003 году на территории храма возвели часовню
для крещения с удобной купелью. Декоративное убранство шатровой часовни схоже
с храмовым, поэтому вместе они создают
гармоничный ансамбль.
Сейчас храм имеет главный престол, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, и четыре
придела: правый от алтаря — Усекновения
главы Иоанна Предтечи, слева — святителя Николая Чудотворца и святителя Алексия Московского. Два малых придела
посвящены преподобному Сергию Радонежскому (правый) и Успению Пресвятой
Богородицы (левый).
Из Пюхтицкого монастыря были перенесены на московское подворье богослужебные и певческие традиции.
Пюхтицкое
монастырское пение сильно отличается от
клиросного пения, принятого в Москве.
Оно украсило богослужение в центре столицы неповторимым колоритом северной
обители.
На улице находится бывший усадебный
дом конца XIX века (дом № 11), в котором
в 1890 году было открыто Строгановское
училище художественно-промышленного
рисования. Ныне его помещения занимает Московский архитектурный институт.
В другом усадебном доме конца XVIII века
(дом № 12), перестроенном во 2-й половине
XIX века, в начале XX века находилась гостиница «Париж-Англия», а ныне Институт
востоковедения.
Здесь также сохранились
здания середины XIX века (дома № 10, 13,
15,17,18,19,25), здание 1891 года банка «Леонский кредит» (дом № 9/13, архитектор
А. С. Каминский), и ряд других зданий конца XIX века.
В 1913 году было выстроено
оригинальное здание для гостиницы «Берлин», вскоре переименованной в «Савой»
(дом № 3, архитектор В. А. Величкин).
Перед зданием Московского архитектурного института (дом № 11) в 1979 году
установлена памятная стела его преподавателям, сотрудникам и студентам, погибшим в годы Великой Отечественной войне
(архитектор Е. М. Марковская).