Варварка улица (XVI век)...
Названа по
находящейся здесь церкви великомученицы
Варвары.
Старое название: Всехсвятская
(XIV-XVI века) (часть ее).
В 1933-1990 годах
называлась: улица Разина, в честь руководи
теля восстания 1670-1671 годов С. Т. Разина.
От Красной площади до площади Варварские Ворота.
Варварка — одна из главных улиц Китай-города, по которой пролегала дорога
на Владимир. Первоначально начиналась
от Спасских ворот Кремля. В XV веке в окрестностях улицы поселились купцы сурожане — выходцы из генуэзской колонии
в Крыму, позднее — псковичи.
С середины
XVI века улица активно застраивалась, появились Купеческие и Английские дворы,
каменные церкви, монастырские подворья,
боярские дворы. Ныне по левой ее стороне
протянулись здания Средних торговых рядов, Старого Гостиного двора, Нового Гостиного двора. Справа стоят храмы, а за ними
до недавнего времени находилась гостиница «Россия», построенная в старинной местности Зарядье и снесенная в 2006 г.
Первый храм на улице (дом № 2) — церковь великомученицы Варвары. Он был построен первоначально в 1514 году (архитектор Алевиз Новый). Возле церкви в старину
находился Судебный приказ. Москвичи сложили поговорку: «К Варваре на расправу».
В 1796-1804 годах на месте разобранной
церкви в стиле классицизма возвели ныне
существующий храм (архитектор Р. Р. Казаков). В 1920х годах его закрыли и перестроили. Отреставрирован в 1965-1967 годах. Восстановлена колокольня.
Следующий храм (дом № 4)—преподобного Максима исповедника. Он известен на
этом месте с XIV века, а дошедшее до нашего
времени здание построено в 1698-1699 годах;
колокольня — в 1827-1829 годах. В 1930-х годах храм закрыли. В 1965-1969 годах он был
отреставрирован и использовался как выставочный зал. Богослужения возобновились
в 1994 году.
Дома № 8-10 принадлежат бывшему Знаменскому монастырю. После восшествия на
престол царь Михаил Федорович, первый из
династии Романовых, принял решение увековечить это событие устройством монастыря
в честь своей семейной святыни — иконы
Божьей Матери «Знамение».
Знаменский
монастырь был основан в 1631 году, и ему
передали Знаменскую церковь, стоявшую
в усадьбе Романовых на Варварке. Под новый монастырь царь передал землю и постройки, принадлежавшие семье предков
Романовых — Захарьиных-Юрьевых, расположенные в Китай-городе, по склону холма,
носящего название Псковская горка (вдоль
улицы Варварки).
Вскоре после основания
монастыря в центре территории была по
строена теплая церковь святого Афанасия
Афонского с трапезной, а Знаменская стала
использоваться как летняя. В крупный московский пожар 1668 года монастырь сильно
пострадал. Сгорели все деревянные постройки, каменные же стояли обгоревшими, без
кровель.
В 1670-е годы начинается бурное
строительство. Первыми из зданий начали восстанавливать в 1674 году «палаты на
верхних погребах». Второй этаж здания был
разобран и сложен заново. К нему было пристроено новое крыльцо. Эти работы осуществлялись артелью ярославских мастеров
во главе с Мелентием Алексеевым. Здание
после этого служило сначала игуменскими,
затем казенными кельями.
С 1675 по 1678 год мастера Федор Григорьев и Григорий Анисимов из Костромы
строили здание братских келий, расположенное вдоль улицы Варварки, но под холмом.
После окончания работ в палатах Иван Милославский, оставшийся довольный работой, подрядил их строить новый Знаменский
собор с шатровой колокольней в центре монастырской территории, на месте теплой церкви святого Афанасия Афонского с трапезной.
Верхний летний храм был посвящен иконе
Пресвятой Богородицы «Знамение», а в нижний перенесли престол святого Афанасия
Афонского. Собор возводили в 1679-1684 годы.
Знаменский храм был построен в традиционных формах большого пятиглавого собора с фасадами, завершенными закомарами.
Но эти закомары отделены от стены карнизом, а между ними продолжается стена и выше четырехскатная кровля, на которой стоят
купола.
Закомары здесь ложные, внутри свод
сомкнутый, что характерно для храмов этого времени, внешне облик собора монументален. Храм с севера и запада окружали двухъярусные галереи с большими выступавшими
далеко вперед крыльцами, к юго-западному
углу галерей примыкала высокая шатровая
колокольня, разобранная в конце XVIII века
в связи с осадкой фундаментов.
Алтарные
абсиды храма вынесены далеко на восток,
причем алтарь нижнего Афанасьевского
храма выступает намного дальше верхнего,
и с востока получается ступенчатая композиция.
Боковые главы храма были глухими
кирпичными, крытые черепицей. Центральная глава была световая, но для облегчения
конструкции купол был сделан деревянным,
обитым белым немецким железом. Эта глава
горела во время Троицкого пожара 1737 года
и была снова сделана железной.
В 1782-1783
годах стены и своды храма были украшены
гипсовой лепниной по проекту архитектора
М. Ф. Казакова. Потолок был сделан кессонированым, со световой главой, которая была
оформленная как Божие Око.
Главный вход
в монастырь был из Зарядья, с Малого Знаменского переулка, где находились святые
ворота, к которым в 1756 году пристроили
церковь святого апостола Иакова. За ними
располагался монастырский двор, на который выходил западный фасад Знаменского
собора и братские кельи.
Территория монастыря в Зарядье была
окружена стенами, проходившими вдоль
переулков: с запада — Малым Знаменским,
с востока — Псковским, в который выходили вторые, задние монастырские ворота.
Переулки выходили на Варварку и продолжались далее — напротив Малого Знаменского
проходил Рыбный переулок, а напротив
Псковского — Юшков. На кромку холма на
территории монастыря выходили два каменных здания келий, но не было стен, так как
узкое пространство улицы не давало возможности их построить.
По видимому, особая нелюбовь царя
Петра I к Ивану Милославскому и Софье
сказалась и на судьбе монастыря, в котором
со времени Петра надолго прекращаются
строительные работы из за прекращения финансирования его царским домом.
К1730 году монастырские здания пришли в ветхость,
многое начало рушится, в особенности из
за слабого грунта. Достаточные деньги на
строительные и ремонтные работы в монастырь передали только в 1782-1784 годах.
Тогда были разобраны две церкви: Благовещения Пресвятой Богородицы (бывшая
Знаменская XVI века) и надвратная церковь
апостола Иакова со святыми воротами, а так
же шатровая колокольня.
В эти года были вы
строены новые святые ворота с колокольней
над ними и корпусом келий. При строительстве использовали часть стен Иаковлевской
церкви, поэтому колокольня имеет некоторые барочные черты, хотя построена в эпоху
классицизма.
К середине XIX века в связи
с повышением интереса к отечественной истории на монастырь, как усадьбу Романовых,
обратили серьезное внимание. К 250летию
царствования Романовых по проекту архитектора Ф. Ф. Рихтера были реставрированы
палаты на верхних погребах. В этих палатах
и еще одном небольшом одноэтажном монастырском здании был устроен музей «Дом
бояр Романовых».
В XIX веке Зарядье постепенно превращается в один из самых бедных районов города,
район трущоб. В узких, кривых и грязных переулках помещались лавки, занимавшиеся,
главным образом, покупкой и сбытом краденых вещей. Здесь жило множество евреев,
которые в 1882 году в своем большинстве
в административном порядке были выселены из Москвы.
Окружение, конечно, влияло
и на монастырь. Во 2й половине XIX века
монастырь оказался застроен большим количеством торговых помещений, и сам имел
здания, сдаваемые под торговые нужды.
В 1910-1912 годах весь монастырь
и собор реставрировали к празднованию
300 летия царской династии Романовых.
Главы на четверике были позолочены мастером П. А. Сизовым. В соборе обновили
иконостас, над ним работали мастера из
мастерской П.А. Сизова, а иконопись поновляли художники-иконописцы мастерской
В. П. Гурьянова. После их работ иконостас
и иконы выглядели благолепно, но в них не
осталось почти ничего древнего.
В 1910 году
в верхнем Знаменском храме был устроен
придел во имя преподобного Михаила Малеина, святого покровителя царя Михаила
Федоровича. В нем работали те же мастера,
что и на главном иконостасе собора, только
здесь они не переделывали древних мастеров, а создавали новое.
Монастырь закрыли в 1920х годах, собор — в 1928 году. Здания были заняты под
жилье (в том числе и собор) и доведены к началу 1960х годов до аварийного состояния.
В 1964 году начали строить гостиницу «Россия» по проекту Н. Д. Чечулина. Большое несуразное здание испортило центр Москвы,
но соседство с ним положительно сказалось
на состоянии древних зданий, оставшихся
после сноса построек в Зарядье.
Реставрация
проводилась в сжатые сроки с 1963 года по
начало 1970х годов. К сожалению, территория Знаменского монастыря была разделена
пандусами, ведущими к северному входу гостиницы «Россия», на две части. Собор, раньше главенствовавший в ансамбле, сейчас
оказался как бы в яме под проезжей частью.
Палаты бояр Романовых (дом № 10) —
один из старейших памятников гражданского зодчества XV-XVII веков — все советское время оставались музеем, сначала
подчиняясь Оружейной палате, а с 1932 года
Историческому музею. Экспозиция музея
была, конечно, изменена, о Романовых старались не говорить.
В начале 1990 годов Знаменский собор был передан Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся
в нижнем храме с октября 1992 года, в верхнем Знаменском ведется реставрация.
Дом № 12 — церковь Георгия Победоносца, «что на Псковской горке». Она впервые
упоминается в документах 1462 года. Существующее ныне здание выстроили в 1657 году. После ремонта 1729 года главный престол
переосвятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы и устроили Георгиевский придел.
Но церковь продолжали называть по старому.
В 1818 году к храму пристроили колокольню в псевдоготическом стиле, а в 1838 году — трапезную и придел святителя Петра,
митрополита Московского. Своды и стены
были расписаны в XIX веке палехскими мастерами. В начале 1930х годов храм закрыли,
в 1960х годах отреставрировали, сохранив
живопись XVII-XIX веков.
Богослужения
возобновлены в 1995 году.
|