Вишняковский переулок ( 7 июня 1922 года ).
Назван по фамилии командира приказа ( полка ) полковника Матвея Вишнякова ,
жившего с
подчиненными ему стрельцами в этой местности.
Старые названия ( частей переулка ) :
Лужниковский переулок , по находившемуся в этой местности старинному урочищу
Лужники ( поемные луга занимали значительную часть
Замоскворечья ) и слободе Большие Лужники ; и Кузнецкий
переулок ( середина XIX века ) , по Кузнецкой ( ныне Новокузнецкой )
улице , к которой примыкает.
От Большой Татарской улицы до Пятницкой улицы.
Здесь находится церковь святителя Николая в Кузнецах ( дом № 15 ). Впервые в
книгах Патриаршего казенного приказа она упоминается в 1625 году
под именем «Николы в Кузнецах». Храм , возможно
, существовал еще в XVI веке. Вначале он был деревянным , а в 1681 - 1683 годах
его построили в камне. В XVIII веке в Никольском
храме устроили два придела : преподобного Сергия Радонежского ( известен с 1722
года ) и святого Василия
Амасийского ( 1766 год ). К 1805 году здание обветшало , и «тщанием прихожан»
выстроили новое , дошедшее до нашего времени. Основной храм кажется
ротондальным из - за мощного купола , по диаметру почти равному стороне
четверика , основного объема. На восток выступает мощная апсида , диаметр
который настолько незначительно меньше стороны , что это почти незаметно.
Барабан купола имеет четыре больших окна.
Верхние полукруглые части окон с наличниками в форме фронтонов ,
расположенные уже на самом куполе , являются люкарнами. Завершен сферический
купол еще одной небольшой сложной формы главной. Автор проекта здания неизвестен
, но его архитектурные формы указывают на школу
М. Ф. Казакова. Одновременно сооружена и колокольня. К зданию церкви в 1847 году
пристроили широкую , как бы «расплывшуюся» трапезную с наличниками в стиле ,
близком к барокко первой половины XVIII века. Тогда же возвели и верхний ярус
колокольни , на котором висит 153 - пудовый колокол , который отлит , как
явствует из надписи на нем , в 1849 году. Рядом с ним другие меньшие колокола
для трезвона. По - видимому , тогда же переделали главку храма , окружив ее
маленькими валютами , и изменили его северный и южный фасады.
Над северным и южным фасадами вместо колонных были сделаны только
пилястровые портики. Пилястры как бы повисают в воздухе , они не имеют сверху
антамблимента , который бы завершил композицию. Это было неприемлемо для
классицизма , но характерно для периода распада классических форм , в частности
для архитектуры Италии конца XVI века.
Любопытные медальоны со скульптурными изображениями святых евангелистов в
круглых нишах помещены между пилястрами , по два на каждом из фасадов. Они
несколько чужды традиционному оформлению русских
храмов. Облик церкви после перестройки несколько изменился , она стала
разностильной , и черты строгого классицизма как бы потонули среди
деталей , взятых из разных эпох , в особенности эпохи итальянского
маньеризма. В интерьере также провели большие работы. Новый иконостас
главного алтаря соорудили вместе с иконостасами приделов трапезной в середине
XIX века , тогда же появилась живопись во всем храме. В 1895 году в храме
реставрировали иконостасы и стенную роспись , а также устроили
калориферное отопление.
В новой трапезной сохранили посвящение южного придела преподобному Сергию
Радонежскому , а северный переосвятили в честь Введения во храм Пресвятой
Богородицы. С 1927 по 1950 год настоятелем храма был известный протоиерей
Александр Смирнов
( умер в 1950 году , похоронен на Даниловском кладбище ). Он не только сумел
отстоять свою церковь от закрытия , но и способствовал перенесению в
нее святынь из окрестных храмов. Главная святыня
храма — чтимый образ Богородицы «Утоли моя печали». Он был перенесен из церкви
святителя Николая «что на Пупышах» при ее
закрытии и поставлен во Введенском приделе. Храмовая икона святителя Николая
первой половины XVII века , находящаяся за правым
клиросом в иконостасе , вероятно , происходит из первоначального
деревянного храма. На ней — восемнадцать клейм жития святого. Пожалуй , это
наиболее ценный с точки зрения художественной
древний образ в Никольской церкви сегодня. В храме имеется большая икона Божьей
Матери «Взыскание
погибших» — копия с чтимого образа , что находился в селе Бор бывшей
Калужской волости. Также сюда перенесли Иверскую икону Божьей Матери из
церкви Георгия Победоносца на Большой Ордынке. В храме также находится
праздничная икона из больничной церкви Марфо - Мариинской обители. Прихожанами
храма в XX века были святая матушка Матрона , жившая в Вишняковском переулке , и
писатель А. И. Солженицын. В 1990 - е годы в Сергиевский
придел была помещена икона преподобного Андрея Рублева.
При храме действуют воскресная школа и православная гимназия , в 1989
году создано Братство Всемилостивого Спаса. На
церковной территории расположено административное здание Православного Свято -
Тихоновского богословского института.
.